«Советский Брюс Ли» Талгат Нигматулин погиб от рук сектантов: Тело разорвали во время ритуала, актера опознали по бровям «Советский Брюс Ли» Талгат Нигматулин погиб от рук сектантов: Тело разорвали во время ритуала, актера опознали по бровям

Его жизнь была яркой, но короткой: в 35 лет актер погиб при загадочных обстоятельствах. Талгат Нигматулин — сильный, натренированный и непобедимый на экране, почти не сопротивлялся убийцам…

Переписывал роман «Война и мир» от руки

Талгат родился в Киргизии в татаро-узбекской семье. Когда мальчику исполнилось два года, его отец-шахтер погиб. Все заботы о троих ребятишках легли на плечи матери. Ноша оказалась непосильной, и женщина отдала сына в детский дом. Там он, слабый и болезненный, сполна хлебнул сиротской жизни. Ребята зло смеялись над ним, иногда колотили, издевались над его кривыми ногами — последствием перенесенного рахита. Из-за этого однажды с ним отказалась танцевать понравившаяся ему девочка. Нигматулин решил, что от издевок его спасет спорт, и приступил к тренировкам по легкой атлетике, а заодно занялся бальными танцами. Позже в его жизни появилось карате.

Теперь уже никто не смеялся над юношей. А у Талгата появилась мечта уехать в Москву. Для этого пришлось почти с нуля осваивать русский язык. Его парень отшлифовывал, переписывая от руки роман «Война и мир» Толстого.

В 18 лет Нигматулин рванул в Москву, чтобы поступить во ВГИК. Но институт кинематографии с первой попытки не покорился, а вот в цирковое училище тренированного юношу приняли. Через год Талгат взял и заветную вершину — поступил на курс Герасимова и Макаровой. Еще в студенчестве Нигматулин начал сниматься (первая картина — «Баллада о комиссаре», 1967 г.). Недостатка в ролях у него никогда не было. Во ВГИКе студент познакомился с Николаем Еременко-младшим, с которым через десяток лет вместе, без дублеров, сыграл в первом советском боевике «Пираты ХХ века». Фильм сразу сделал Талгата звездой всего СССР. Мальчишки во дворах подражали его манере драться и изображали боевой клич Салеха, а СМИ печатали портреты Нигматулина.

А еще Талгат писал рассказы, сценарии, стихи. Его песня «Русские березы» даже прозвучала на конкурсе «Золотой Орфей». Он мечтал снять большое кино и стать кем-то больше, чем просто актером, задумался о своем предназначении. И вот тут-то на его жизненном пути возникла секта.

«Четвертый путь»

В конце 1970-х уроженец Фрунзе Абай Борубаев — сын номенклатурных работников и комсомольский лидер — увлекся восточной философией. Судьба свела его с Мирзой Кымбатбаевым, выдававшим себя за провидца и экстрасенса. Вместе они основали секту, которую назвали «Четвертый путь».

Абай стал ходить по влиятельным людям и зажиточным семьям, представляя Мирзу как целителя и великого учителя. Борубаев был хорошо образован, умел расположить к себе. Показывал фото с Джуной Давиташвили с подписью «Моему учителю Абаю» и легко втирался в доверие. Мирза же был его полной противоположностью. Малограмотный, едва говоривший по-русски мужчина носил потрепанную одежду, просил милостыню. Главным козырем этой пары была недосказанность. Они произносили некую сентенцию, а слушатели уже сами додумывали все, что хотели, в силу своей фантазии, опыта и образованности.

Как-то раз Абай переколотил всю посуду в доме родителей и выбежал на улицу голым. Последовала госпитализация в психушку. Жена Нигматулина Венера позже говорила в одном из интервью: это было сделано специально, чтобы потом уйти от ответственности. Вместе со своим звездным мужем Венера ездила к Мирзе. Тот никогда ни о чем не спрашивал гостей, они всем делились сами. Мирза «лечил» больных наложением рук и заставлял пройти шоковые испытания. Например, нагишом искупаться в грязной речке или полежать в могиле. Были и другие обряды, которые сектанты называли «передачей энергии».

Нигматулина Мирза заставлял просить милостыню и доедать на кладбище то, что люди оставляли на могилах после поминок. Так якобы усмирялась гордыня.

Вскоре Борубаев и Кымбатбаев поняли, что в Средней Азии им тесно: нужно двигать в Москву, где крутятся большие деньги. В начале 80-х они перебрались в столицу. Здесь их клиентами были писатели, журналисты, артисты, восторженные эзотерики. В сети секты попадали люди со всего Советского Союза и в большинстве своем весьма состоятельные. Подкрепившись «энергией», они в благодарность отдавали парочке свои накопления и драгоценности. Деньги к Мирзе текли рекой: после ареста при обыске у «учителя» обнаружили 35 сберкнижек. Отделения секты появились в Вильнюсе, Таллине, Риге, Киеве и других крупных городах.

Убийство в Вильнюсе

В феврале 1985 года Талгат получил от Абая телеграмму: «Прилетай в Вильнюс. Нужен». Через день жене Венере сообщили, что с мужем случилась беда. Она рванула в Вильнюс и там узнала, что Талгат мертв. Ее долго не пускали к телу, а потом попросили купить одежду: «Без нее не можем показать его вам». То, что жена увидела в морге, было похоже на месиво, а не на человека: нос вбит в череп, рот разорван, руки почернели… Талгата она смогла опознать только по бровям. Венера решила кремировать мужа, чтобы больше никто не увидел его таким.

Убийц быстро поймали. Ими оказались Абай, Мирза и их соратники по секте — каратист Пестрецов, его ученики Седов и Бушмакин. Они методично избивали Талгата без малого десять часов. За что? По одной из версий, в Вильнюсе от секты откололась группа. Чтобы ликвидировать раскол и вернуть деньги, принадлежащие «учителю», был собран карательный «отряд», в который, по замыслу главарей, должен был войти и владеющий карате Нигматулин. Но актер участвовать в экзекуции отказался. За неповиновение Абаю последовала жестокая расплата.

Есть и другая версия: Талгат мог решить, что побои — это очередной ритуал, который должен был вывести его на новую духовную ступень. Именно поэтому он не сопротивлялся и не звал на помощь.

Пыталась отомстить за мужа

После ареста преступников Венера Нигматулина потребовала очную ставку с Абаем. Она намеревалась убить его спицей, спрятанной в рукаве. Но ее план мести был раскрыт, женщину выдворили и попросили больше не делать глупостей.

Венера рассказывала, что убитый муж снился ей 40 дней. Впав в депрессию, женщина не хотела жить. Только шантаж ее матери: «Умрешь — отдам твою дочь в детский дом», — заставил ее вытащить себя из пучины горя.

Первый суд признал убийц невменяемыми. Вдове стоило огромных сил добиться пересмотра дела. В итоге Абай Борубаев получил 15 лет тюрьмы, где и умер в 1988-м от туберкулеза. Мирзу Кымбатбаева суд приговорил к 12 годам лишения свободы. Выйдя на свободу, он отправился на родину и снова занялся попрошайничеством. В 2006-м его не стало. Пестрецов, Седов, Бушмакин получили меньшие сроки.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Три брака и трое детей

Талгат Нигматулин родился в 1949 году. Окончил ВГИК и высшие режиссерские курсы. В его фильмографии 24 картины, в том числе «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Пираты ХХ века», «Волчья яма», «Вооружен и очень опасен».

У артиста остались трое детей. Первую дочь Урсулу родила певица Лариса Кандалова, участница ансамбля «Ялла». Урсула не пошла по актерской стезе, занимается подводными съемками.

Сын Саид родился в гражданском союзе с режиссером-документалистом Халимой Хасановой. Саид окончил ВГИК, стал киноартистом, освоил каскадерское искусство.

В браке с актрисой Венерой Ибрагимовой на свет появилась дочь Линда. Сейчас она актриса и певица. Как и отец, Линда занимается карате.

Источник: kp.ru

Cейчас читают:

Выбор редакции: