Американские войска уходят из Сирии. Если так, то это самый лучший подарок для Сирии, которая уже более семи лет живет в навязанном ей конфликте. Это большой шок, но для одних — со знаком плюс, для других — со знаком минус, пишет «Адванс». Теперь это решение ударит со всей силой по самому Трампу. Какие будут последствия, кто от этого выиграет? Но главное — окончательно убедиться, что американцы действительно покинут Сирию.
В предыдущей статье о Сирии я писал, что конфликт можно было закончить значительно раньше, а политический результат был бы в целом таким же, какой вырисовывается сегодня. Это было бы возможно, если бы не крайне агрессивная политика США, которые настаивали на «смене режима».
Многие надеялись, что с приходом новой администрации в Вашингтоне могут произойти определенные изменения. Однако шло время (долгие два года), а для оптимизма уже не оставалось места. Теперь же внезапно и неожиданно происходит, похоже, именно то, что и должно было произойти.
Да, американский президент Дональд Трамп еще чуть более месяца назад говорил, что хочет вывести все американские силы из Сирии, но его заявления как будто проигнорировал самый главный игрок — собственно американские войска. Казалось, будто слова Трампа просто не имеют никакого веса и все происходит вне зависимости от него. Тогда Трамп принялся за другие дела, в том числе за переговоры с Северной Кореей и торговую войну с Китаем, а американские операции в Сирии продолжились, как будто в Белом доме и не было никаких перестановок.
Все уже забыли об идее вывести американские войска. Пентагон и Госдеп США двинулись в совсем другом направлении, даже заявив о создании некой «новой армии» численностью 40 тысяч бойцов, в основном из курдов, под твердым американским командованием.
А потом наступил вчерашний день, и пришла новость, которую уже мало кто ожидал. Как вчера написало агентство «Рейтер» (Reuters), «американский президент Дональд Трамп перечеркнул решения своих самых высоких советников по безопасности, пошел наперекор американскому командованию на местах, шокировал соратников и союзников, отдав приказ американским войскам покинуть Сирию, и этим решением определил американскую политику на Ближнем Востоке».
Шок на самом деле большой, но для одних — со знаком плюс, а для других — со знаком минус.
Несомненно, тут есть какая-то подоплека… Некоторые неназванные члены правительства США, знакомые с ситуацией, это подтверждают. Говорят, что Трамп уже несколько недель вынашивает некое «трудное решение», а все его окружение пытается его отговорить. Одно из самых больших обещаний, которое Трамп дал американскому народу (и миру), заключается в том, что он ограничит американское военное присутствие за пределами страны. Неужели Трамп готов это сделать? Похоже на то.
И все это Трамп отвергает. Затем, через несколько часов, Трамп появляется в видеоролике с короткой речью: «Мы длительное время сражались в Сирии. Я являюсь президентом почти два года, и мы уже продвинулись и победили. Мы нанесли по ним сокрушительный удар. Мы отвоевали территорию, и теперь настало время нашим войскам вернуться домой. Мне всегда очень грустно, когда я должен написать письмо или пригласить семью солдата, погибшего в борьбе за нашу страну. Это великая честь, и мы ценим ее, но также это разбивает сердце. В этом нет сомнений. Теперь мы победили, и время возвращаться домой. Они уже собираются, и скоро вы их увидите. Все они — великие американские герои и великие мировые герои. Они боролись за нас и убивали членов, которые хотели навредить миру. Я горжусь ими: они сейчас смотрят сверху на нас, и никто не гордится ими сильнее, чем их семьи, которые знают, сколько добра они сделали для многих людей. Наши парни, наши девушки… возвращаются и возвращаются сейчас. Мы победили, как хотели мы и хотели они».
Трамп ведет войска домой да еще и под Рождество? Хотя теперь лавину критики на него обрушат со всей силой СМИ и политики, этот шаг Трампа американский народ все-таки воспримет позитивно. Что бы кто ни говорил, но одна из причин, по которым Трамп был выбран президентом США, заключается именно в его неприятии американского военного интервенционализма, который доминировал во внешней политике предыдущих администраций.
Сделано ли дело? Нет, но сделан большой шаг к его завершению. Еще будет время проанализировать, что это конкретно означает для дальнейшего развития ситуации в Сирии, как это повлияет на курдов, санкционирует ли это новое турецкое наступление. Главное, окончательно убедиться, что американские войска действительно покинут Сирию. Если так и будет, то это станет одним из важнейших, если не самым важным, событием в контексте этой войны, а также лучшим шагом Трампа, предпринятым им с момента вступления в должность.