Берлин продемонстрировал Киеву готовность отказаться от украинского газового транзита
Принятие федерального закона ФРГ об имплементации Газовой директивы ЕС значительно ослабляет позицию Украины – считает заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
Этот немецкий закон усиливает позиции России
Данное решение было принято большинством голосов Бундестага путем поименного голосования, причем в законе предполагается, что новые меры по ограничению работы трубопроводов будут применяться только к тем проектам, которые находятся в территориальных водах ФРГ.
Соответственно, этот закон будет регулировать последние 12 км «Северного потока-2». Что касается первого «Северного потока», то он был построен раньше и поэтому не подпадает под действие Директивы. Есть здесь и интересное положение о том, что проект может быть выведен из-под действия данного закона в случае если есть объективные причины – например, необходимость амортизации вложенных средств.
Это важный момент, учитывая, что «Северный поток-2» является совместным проектом и туда вложены деньги германского капитала, хотя есть и положение о том, что эти исключения не должны превышать 20 лет, но украинский энергетический эксперт Валентин Землянский считает, что через такой срок об этом лимите «никто и не вспомнит». Ему вторит и Дмитрий Марунич, отмечая, что это «финита ля комедия» для Украины.
Основным тезисом закона является положение о необходимости учитывать ранее вложенные инвестиции при принятии любых решений, что дает немцам основание отказаться от введения ограничений в отношении работы «Северного потока-2».
«Перед нами важный германский закон, который создал возможность исключения «Северного потока-2» из Газовой директивы ЕС, принятой Брюсселем специально для того, чтобы понизить инвестиционную привлекательность данного проекта», — заключает Гривач.
Как полагает эксперт, германский закон защищает интересы германо-российского газового сотрудничества, вложенные инвестиции и повышает энергетическую безопасность ЕС и Германии, которая рискует значительно пострадать из-за современной политики Украины.
Также это является своеобразным «приветом» для Украины, которая саботирует трехсторонние переговоры с Россией и Евросоюзом по транзиту газа, поскольку теперь у Германии есть все инструменты для того, чтобы пустить на полную мощность «Северный поток-2». Впрочем, он не будет готов к началу 2020 года и потребуется несколько лет для вывода его на проектную мощность, да и он не решает всех проблем.
Теоретически, украинский транзит может прекратить вторая и третья нитка системы «Турецкого потока», но, когда они будут реализованы, пока непонятно – да и третьей вообще нет в актуальных планах, из-за чего договариваться с Украиной, в любом случае, придется.
«Мне кажется, что этот закон повлияет на переговоры, поскольку данный нормативный акт закрепляет линию ФРГ, которая выступает в качестве одного из модераторов трехсторонних переговоров с Украиной по достижению взаимовыгодного соглашения», — констатирует Гривач.
По словам Алексея Игоревича, Германия продолжает выступать за сохранение транзита газа через Украину, но благодаря этому закону снижается вероятность того, что Киев займет неконструктивную позицию на проходящих в Брюсселе переговорах.
«Просто если Украина поведет себя неадекватно, то европейцы не будут больше так сильно настаивать на сохранении украинского транзита, как это было раньше. Ведь с точки зрения фундаментальных украинских интересов эта страна должна способствовать достижению этого соглашения и стараться всеми силами его подписать, а сейчас со стороны Киева таких усилий не видно», — резюмирует Гривач.
Украина будет вынуждена пойти на компромисс
Поэтому если Украина будет продолжать свою линию, то она просто потеряет газовый транзит через свою территорию. Из-за чего в интересах Украины недопущение транзитного кризиса в 2020 году, но очевидно, что в Киеве имеются силы, которые на это и работают.
Украина пока не представила конструктивного предложения по поводу транзита газа, поскольку украинцы требуют контракт на 10 лет с лимитом, как минимум, в 60 млрд кубов и разделением подписания этого соглашения с урегулированием споров в рамках Стокгольмского арбитража.
«Главным условием является урегулирование всех арбитражных споров, поскольку продолжать долгосрочное сотрудничество по транзиту газа в условиях постоянных судебных разбирательств России и Украины будет сложно, да и просто бессмысленно», — заключает Гривач.
Кроме того, должен быть решен вопрос с поставками газа в Евросоюз, поскольку от этого зависит эффективность использования мощностей.
«Третьим моментом является имплементация всех необходимых норм и заключение контракта на транзит газа. Если же украинская сторона не будет готова работать по европейским правилам, то это заключение временного транзитного договора», — констатирует Гривач.
Главное, России и Украине подписать хотя бы какое-то соглашение по транзиту, чтобы не оказаться в условиях правового вакуума.
«Что касается его условий, то разговор идет не о сроках и объемах, а о взаимовыгодности соглашения», — резюмирует Гривач.
Источник: rueconomics.ru