Бежала в США, родила в 45. История великой гимнастки из СССР
Она была звездой, пятикратной олимпийской чемпионкой, символом коммунистического превосходства. Первой в истории мировой гимнастики Надя получила высшую оценку мировом первенстве — 10 баллов из 10. А в 28 лет сбежала в США, где осталась навсегда.
Каждый советский гражданин в 70-80-х годах знал имя Нади Команечи. Это хрупкая юная девушка показывала невероятные результаты в спортивной гимнастике и вечно путала карты советским спортсменкам. Одной из немногих, кому удалось победить Команечи была Елена Мухина.
Казалось, жизнь румынской гимнастки также великолепна и легка, как и ее безупречные выступления. Но на самом деле у спортсменки была очень непростая судьба.
Ее большие успехи на гимнастических аренах переплетались со страданиями во время тренировочного режима и бедностью повседневной жизни. Славу Нади использовали для политической пропаганды диктатора Николае Чаушеску. А «красный принц», как называли сына Чаушеску, не оставлял попытки сделать ее своей во всех смыслах этого слова.
Она чувствовала, что это ее мир
Надя Команечи родилась в румынском городе Онешти в ноябре 1961 года. Когда Николае Чаушеску пришел к власти, ей было шесть лет.
Однажды тренер по гимнастике Бела Кароий пришел в школу, где училась 6-летняя Надя, и спросил, есть ли девочки, которые хотели бы стать звездами гимнастики.
Вызвались две ученицы, одна из них Надя.
— Когда я вошла в гимнастический зал, то почувствовала, что это мой мир, — вспоминала Команечи.
С этого момента начался путь звезды спортивной гимнастики 80-х. Четыре часа в день, шесть раз в неделю… Бела Кароий и его жена Марта держали юных гимнасток в дисциплине. Однако Надю не пугала эта строгость. Ей нравилось работать с Бела и Мартой. Она чувствовала себя с ними в безопасности, когда выполняла сложные, а иногда и опасные трюки.
Очень скоро талантливая румынская гимнастка начала добиваться успеха.
В 1975 году она выиграла четыре золотых и одну серебряную медали на чемпионате Европы, победив советских гимнасток.
10 из 10
На Олимпийских играх 1976 года в Монреале все взгляды были прикованы к 24-летней Людмиле Турищевой, 21-летней Ольге Корбут и 19-летней Нелли Ким. У первых двух гимнасток уже хранилось в коллекции несколько олимпийских медалей. Они были заслуженными фаворитками, в центре внимания фанатов и СМИ.
«Мы приехали из страны, которую почти никто не мог найти на карте», — рассказывала Команечи. Я была шокирована, когда впервые увидела канадские магазины, полные деликатесов».
Но закомплексованная девушка в мгновения око превращалась в грациозную пантеру, когда выходила к снарядам. Она не видела никого вокруг, только цель, которая перед ней стояла.
15-летняя спортсменка выиграла три соревнования — индивидуальные упражнения, упражнения на бревне и на брусьях.
Когда на табло появились единица, точка и ноль, зал ахнул. Даже электронное табло бренда Омега «впало в ступор», поскольку не было настроено на четырехзначный результат. Через некоторое время шок и удивление сменились бурными овациями. Впервые в истории гимнастики судьи присудили максимальную оценку — 10!
В Монреале Команечи получила аж семь «десяток».
— Мы смотрели ее выступления с открытыми ртами. Честно искали ошибки, но их не было! — вспоминала судья из США Джеки Фи, которая стала свидетельницей рекорда.
Когда Надя вернулась в Бухарест, ее встретили как национальную героиню. Она удостоилась высшей румынской награды — ордена Героя Социалистического Труда.
— Столько лет мной никто не интересовался. А теперь все хотели прикоснуться ко мне. Внезапно я стала национальным достоянием и на меня тут же возложили обязанность улучшить имидж правительства, — рассказывала в одном из интервью Надя.
Инструмент диктатора
Чаушеску стремился улучшить свой имидж среди молодежи. В рамках «патриотической работы» он взял Надю под свое «крыло». Она была для него идеальным кандидатом.
Но «обожание» диктатора никак не повлияло на жизнь спортсменки. Надя по-прежнему возвращался с занятий на автобусе, а не на лимузине. У ее отца не было машины, мама оставалась домохозяйкой. Надя получила финансовую награду за победы, но это были мизерные деньги.
После триумфа Команечи снова сосредоточилась на тренировках. Чаушеску приказал тренеру усилить подготовку, чтобы его подопечная не останавливался на достигнутом. Бессменный тренер Нади Каройи решил изменить режим тренировок: изолировать звезду от всего мира, закрыть ее занятия для посторонних.
Его не волновало, что молодая девушка, тренирующаяся по 8-9 часов в день, хотела общаться со сверстниками, ходить в кино, на дискотеку, влюбиться, наконец. Для Нади — символа коммунистического совершенства и других гимнасток из сборной это было нереально.
Вместо парня девушка прижимала к себе кукол, которых собирала в разных частях света.
— Они контролировали все: что мы делаем, говорим, едим. Мы чувствовали себя марионетками, — признавалась Команечи.
Внимание сына Чаушеску чуть не стоило ей жизни
Однажды на тренировке появился сын диктатора, который был старше Нади на 10 лет. Пьяница, плейбой и мажор, позволяющий себе все, что только хотел. Он указал на Надю и сказал, что теперь она его девушка. Гимнастка категорически отказалась. Тренер попросил его покинуть зал.
Этим поступком Кароий, по сути, вынес себе приговор.
После происшествия в зале Наде назначили другого тренера, который был равнодушным и нетребовательным. Привыкшая к тяжелой работе, Команечи чувствовала, что стала ленивой и начала сдавать позиции лидера. Гимнастка прибавила в весе и сильно сдала. Внимание сына Чаушеску заставило ее задуматься о том, что ей лучше уйти из жизни. Но она выдержала.
Вкус унижения
На чемпионате мира в Страсбурге в 1978 Надя выиграла золото на бревне и серебро в командных соревнованиях и прыжках. На брусьях, за упражнения, в которых двумя годами ранее гимнастка получила «десятки», она упала.
В этот год блистала Елена Мухина, которая стала абсолютной чемпионкой.
Диктатор был разочарован
Когда Надя вернулась в Румынию, руководство страны было настолько разочаровано, что разрешило ей вернуться к Бела Каройи. И в 1979 году Надя выиграла свой третий подряд титул чемпионки Европы в многоборье, поставив личный рекорд.
В 1980 году, во время Олимпиады в Москве, упражнения на бревне должны были решить выиграет ли Надя в многоборье. Для золота ей нужна была оценка 9,95. Ее соперницей была советская спортсменка Елена Давыдова. Судьи совещались 28 минут в итоге присудив победу Давыдовой.
Каройи не смог смириться с результатами. Он опротестовал решение. Вернувшись в Румынию, ему пришлось объяснять, почему он обидел «советских друзей».
Никаких привилегий …
В 1981 году команда Нади отправилась в турне по США. Каройи, обвиняемый в клевете на Чаушеску, принял решение остаться с женой в США. В тот раз Команечи на это не решились.
Она вернулась на родину, где начались еще более тяжелые времена.
В начале 1980-х годов «придворные» Чаушеску, чтобы порадовать властителя, сообщили ему, что экономика находится на подъеме. И диктатор тут же приказал выплатить внешние долги. В итоге в стране началась драконовская экономия. Бедность была повсюду, не хватало продуктов питания, ввели карточную систему, закрывались фабрики, ограничивалась подача электричества и тепла в квартиры.
Жизнь стала невыносимой, на спорт не выделяли деньги от слова вообще.
И тут снова на пути Нади оказывается сын Чаушеску. Злобный и жестокий, в окружении своих телохранителей он буквально охотился на женщин. Одной из его пленниц должна была стать Надя. Гимнастка неохотно рассказывает об этом периоде своей жизни. В нескольких интервью она только сказала: «Это был ад!».
Незадолго до падения диктатуры «красный принц» приказал расстрелять демонстрантов в городе Сибиу. В последствии сын Чаушеску был приговорен к 20 годам лишения свободы. Просидел 2 года, еще через 4 скончался в венской больнице от цирроза печени.
По льду к свободе
24 ноября 1989 года Чаушеску был переизбран председателем коммунистической партии.
«Кошмар казался бесконечным», — вспоминала Команечи.
Вместе с группой других молодых людей Надя бежала из Румынии в США через Венгрию и Австрию. Шесть часов она шла с Константином Панаитом, румыном с американским гражданством, по ледяной дороге в сторону Венгрии.
1 декабря 1989 года Надя Команечи приземлилась в Нью-Йорке. Три недели спустя в Румынии вспыхнуло восстание, начавшееся на площади Революции в Бухаресте. 25 декабря Николае и Елена Чаушеску были приговорены к смертной казни военным судом и расстреляны.
И снова ловушка
Казалось, свобода уже рядом, но нет. Команечи сбежала от диктатора, но попала в ловушку Панаита. Того самого проводника, который вывел Надю и других из Румынии. Он оказалась шантажистом, решившим, что на славе Наде можно хорошо заработать. Спортсменка давала интервью, фотографировалась и зарабатывала по 150 тысяч долларов в месяц. Но все деньги были украдены Панаитом.
«Я очень его боялась его. Он не разрешал мне отвечать на телефонные звонки, не давал никому звонить, не позволял связываться даже с моей семьей. Я не могла обратиться за помощью в полицию, потому что была заперта в гостиничном номере, — сказала однажды гимнастка на пресс-конференции в Голливуде.
Избавиться от Панаита помог Наде бывший тренер, ее ангел хранитель Каройи.
Живя в Америке, Надя Команечи зарабатывала на жизнь рекламой косметики, свадебных платьев и нижнего белья. В апреле 1996 года она вышла замуж за американского гимнаста, двукратного олимпийского чемпиона Барта Коннера. Церемония транслировалась в прямом эфире по всей Румынии.
Надя с мужем и сыном
А 3 июня 2006 года у Нади и Барта родился сын. Команечи впервые стала мамой в 45 лет, через 30 лет после большого успеха в Монреале. Она снова всех удивила.
Источник: dzen.ru