Расширение антироссийских санкций Британии грозит проблемами отечественным производителям процессоров.
4 мая стало известно о том, что новые санкции затронут ВГТРК, ряд других СМИ и журналистов. Менее заметным, но более значимым в «черном списке» стало присутствие АО МЦСТ и АО «Байкал Электроникс».
Первое предприятие выпускает процессоры «Эльбрус», а второе – процессоры «Байкал». У «Байкал Электроникс» в основе работы над чипами лежит лицензия на архитектуру процессоров компании ARM (Британия). На этой архитектуре конструируются процессоры Apple, Nvidia.
Санкции предполагают траиционную заморозку активов компаний на территории вводящей их страны, ограничение работы с контрагентами и запрет на поставку новых технологий, финансирования.
Теперь британским коллегам запрещено иметь какие-либо отношения с российскими предприятиями. Как пояснил в интервью «Коммерсанту» специалист компании Pen & Paper Сергей Гландин, санкции не требуют обязательного отзыва уже выданных лицензий , но заплатить за новые лицензии без особого разрешения OFCI (британский контроль за финансовыми операциями) уже не получится.
Источник «Ъ», осведомленных о технологических тонкостях рынка, рассказал, что «Байкал Электроникс» собирает все процессоры вплоть до Baikal S на лицензии ARM.
Известно, что российские процессоры пока не демонстрируют ожидаемого уровня конкурентоспособности, чтобы в полной мере заменить на отечественном рынке продукцию таких известных брендов как AMD или Intel. В прошлом году процессоры «Эльбрус» раскритиковали в Сбере и МВД. В ответ производители обещали продолжить работу над совершенствованием процессоров и анонсировали выпуск более продвинутых моделей. Тут-то и начинаются проблемы.
У «Байкал Электроникс» сейчас в разработке есть процессоры Baikal: M2, L и S2. На них идут проектировочные лицензии, купить которые больше нет возможности. А без лицензии с компанией не станет работать ни одна фабрика. В частности, речь идет о тайваньской TSMC. У МЦСТ в этом плане дела обстоят лучше, поскольку она работает на собственной архитектуре. По словам Гландина, здесь всё зависит от доступа к фабрике и правилам проектирования «под ее технологические процессы».
Что касается «Байкал Электроникс», компания вряд ли сможет работать с известными фабриками: UMC, Global Foundries и TSMC, — подтвердил еще один собеседник «Ъ». он уточнил, что вариантов выйти из тупиковой ситуации остается немного. Можно найти партнеров, которые согласятся рискнуть нарушить патентное право, либо перейти на открытые архитектуры вроде RISK V, MIPS, VLIW. Впрочем, второй сценарий потребует полной перепроектировки процессора, а это займет до 3 лет и дополнительных финансовых вложений.
Ранее санкции в отношении российских производителей процессоров ввели США. С марта все американские компании должны согласовывать свою деятельность в кооперации (включая поставки технологической продукции) с российскими коллегами с Минторгом США.