Украина возлагает большие надежды на F-16, однако они не смогут повлиять на ход конфликта, пишет польское издание Defence24. Беспокойство вызывает, прежде всего, выживаемость самолетов и их пилотов. Российские истребители — это лишь одна из угроз. Есть кое-что, что представляет еще большую опасность.
Ожидание передачи многоцелевого самолета F-16 украинской армии продолжается уже несколько месяцев. Недавно стали появляться слухи об их дебюте в Незалежной, о так называемой «первой миссии», которая якобы была проведена в последние дни июня.
Силами западных стран европейские версии F-16 AM и BM были дополнительно оснащены улучшенными радиолокаторами, системами самообороны и, вероятно, получили возможность нести дополнительные виды вооружения. Эти машины с точки зрения их наступательных возможностей являются опасным оружием.
Однако их способность выживать на поле боя вызывает сомнения. Несмотря на все преимущества и всю информационную и электромагнитную поддержку (WRE), которую эти самолеты могут получить при выполнении задач, они остаются машинами четвертого поколения. То есть бортами, с которыми вполне по силам справиться и российской ПВО, и боевой авиации русских.
Американцы создали F-16 во времена Холодной войны как многоцелевой самолет, который, по общему признанию, отлично показал себя в воздушных боях, но это было во время конфликта совершенно другого типа. В Сербии и Ираке F-16 всегда сражался против гораздо более слабого противника.
В случае установки на украинских самолетах радаров AN/APG-68, которые в настоящее время используются на польских F-16C/D Jastrząb, что является наиболее вероятным сценарием, украинские F-16 будут обладать примерно такими же возможностями обнаружения целей, что и российские самолеты.
Их козырем будет меньшая эффективная отражающая площадь. Преимуществом является также возможность F-16 получать информацию из внешних источников, возможно, от натовских самолетов-разведчиков.
Но украинские пилоты будут сражаться не против хуже подготовленного противника, а против российских пилотов, уровень подготовки которых не ниже, а даже выше.
Необходимо помнить, что украинские летчики на F-16 — это не ветераны боевых действий, которые ранее летали на МиГ-29, Су-25, Су-24 или Су-27. Те либо мертвы, либо продолжают воевать на своих постсоветских машинах.
На F-16 в значительной степени обучаются новички, и даже если они получат лучшую подготовку, они не будут превосходить средних российских пилотов, не говоря уже об асах с большим боевым опытом.
Ответом на эту проблему может быть решение, о котором не говорят вслух, но которое лежит на поверхности. В кабинах некоторых украинских F-16 должны сидеть не украинцы, а пилоты-наемники, которые во время первых боевых операций могли бы выполнять функции командиров.
Так уж случилось, что F-16 на протяжении десятилетий был самым популярным боевым самолетом в мире. Опытных ветеранов, хорошо знающих эти машины, очень много, и, если бы небольшая их часть (десяток или несколько десятков) решили подписать соответствующий контракт, это решило бы проблему.
Они не стали бы первыми «иностранными специалистами», которые решили бы рискнуть своей жизнью, защищая Украину. С той лишь разницей, что пилот может повлиять на ход боевых действий в гораздо большей степени.
В воздухе русские могли бы использовать против F-16 множество имеющихся у них козырей. Понятно, что они вряд ли проигнорируют появление F-16, и по многим причинам будут пытаться их уничтожить.
Во-первых, по пропагандистским и имиджевым соображениям. Во-вторых, они, вероятно, будут пытаться ликвидировать парк F-16, чтобы не дать ему «прописаться» на Украине.
Под «пропиской» подразумевается ситуация, когда украинские пилоты получат боевой опыт, наземный персонал — навыки обслуживания этих машин, а также развитие соответствующей инфраструктуры и постепенное увеличение численности парка этих машин и количества боеприпасов.
В связи с этим можно предположить, что русские, вероятно, бросят в бой с «фальконами» крупные силы и будут иметь численное превосходство при сохранении качественного паритета.
Преимущество в воздушном бою россиянам могут обеспечить ракеты воздух-воздух Р-37 с дальностью действия до нескольких сотен километров (западные источники говорят о дальности от 150 до 400 км).
Это оружие используется против постсоветских украинских самолетов, но с аналогичным (в определенной степени) эффектом может быть использовано и против F-16.
Наконец, возможно, самой большой угрозой может быть российская противовоздушная оборона. Русские системы малой и средней дальности по-прежнему считаются весьма эффективными, по крайней мере, что касается обнаружения и нейтрализации самолетов 4-го поколения.
F-16 будет сложно наносить удары вглубь российской территории, потому что эти самолеты являются именно теми целями, для борьбы с которыми и были созданы используемые Россией системы. В отличие от ракет ATACMS или небольших беспилотников-камикадзе.
Возможно, именно по этой причине уже несколько месяцев мы наблюдаем кампанию борьбы с российской ПВО и системами обнаружения. Их нейтрализация облегчила бы самолетам F-16 выполнение задач. Насколько эти меры будут успешными, мы узнаем в ближайшие недели и месяцы.
Учитывая все вышесказанное, мы должны помнить, что при всех своих несомненных достоинствах F-16 — это не F-35, и его не будет защищать ни один F-15. Поэтому тем, кто решит воевать на них против русских, потребуется очень большое мужество.