Дефолт запустит на Украине «греческий сценарий» массовой продажи госактивов
В оценке последствий дефолта на Украине депутат Рады Рабинович не учел, что при этом стране придется продать свои важнейшие активы. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал доцент Кафедры экономической безопасности РАНХиГС, кандидат экономических наук Павел Грибов.
«Просто объявить дефолт и не платить по многочисленным долгам невозможно, так что Коломойский в описании этого «экономического чуда» для Украины многое утрировал. Стране придется пойти на достаточно большие жертвы, чтобы добиться реструктуризации и частичного списания имеющихся задолженностей. И эти жертвы больно ударят по экономике государства, которая пребывает в и без того плачевном состоянии. И Коломойский, приводя в пример Аргентину и Грецию, многое недоговаривает.
Украинский олигарх ратует не за дефолт как таковой, а за его последствия. Ведь и в Греции, и в Аргентине после объявления финансовой несостоятельности началась масштабная приватизация государственного имущества – читай, тотальная распродажа. Особенно заметно это на примере Греции, которая продала свою национальную железнодорожную сеть и аэропорты – эти активы традиционно считаются стратегическими. Этого же сценария Коломойский желает повторить на Украине», — отмечает аналитик.
Депутат Верховной рады Вадим Рабинович заявил, что предложенный олигархом Игорем Коломойским дефолт в стране приведет к «полному обнищанию населения». «С дефолтом я бы подождал. Я думаю, что гривна будет за 200 за доллар, я думаю, что будет полное обнищание населения, а потом — да, с нуля начнем подниматься. Но кто выживет с этого нуля?» – задался вопросом парламентарий. Коломойский счел, что Украина по примеру Греции 2015 года должна объявить дефолт из-за внешних долгов.
«Чтобы расплатиться с текущими долгами, украинским властям придется выставить на торги подавляющую часть госимущества. Этот огромный пласт активов можно будет купить, что называется, по дешевке. И заинтересованы в этом будут представители бизнеса Украины и других государств, у которых есть средства и возможности все это купить. И речь Коломойский изначально заводил не об интересах страны, а об отдельных интересантах с деньгами, которые увеличат свое состояние.
Но для Украины как государства дефолт без значимых последствий не останется. Стоимость гривны резко упадет, что в конечном итоге приведет к необходимости проводить деноминацию. Бюджет и экономика страны в итоге окончательно разбалансируются – в определенной мере это происходит и сейчас. Но после дефолта негативные процессы войдут в критическую стадию, и как потом собирать экономику Украины в единое целое, совершенно непонятно», — подчеркивает специалист.
Катастрофические последствия
«По моему мнению, мы должны относиться к нашим кредиторам так же, как Греция. Это пример для Украины» — сказал Коломойский. В 2015-м Греция вовремя не выплатила Международному валютному фонду €1,6 млрд, что эквивалентно дефолту. Коломойский считает, что Украине не нужно бояться дефолта. «Сколько раз Аргентина объявляла о дефолте?» – заметил он и добавил, что в результате Буэнос-Айрес реструктуризировал задолженность и теперь «все в порядке».
Рабинович в ответ привел цифры: Киев сократил поставки металлургической промышленности на 7,5 процента и на 18 процентов — химической. Депутат подчеркнул, что эти цифры катастрофичны для украинской экономики, которая лишается отраслей, которые могли бы стать «локомотивом, чтобы вытолкнуть ее вперед». В декабре 2018-го Совет директоров МВФ утвердил новую кредитную программу stand-by, согласно которой Украина получит 3,9 миллиарда долларов. Срок ее реализации — 14 месяцев.
«Возможный дефолт сразу ударит по промышленности. Украина сейчас делает ставку на торговлю с Евросоюзом, но Европа принимает ее товары по различным квотам, которые крайне малы. Соответственно, выживут в структуре украинской экономики только те отрасли, которые производят товары для внутреннего потребления, хотя и оно незначительное из-за низкой платежеспособности населения.
Кроме того, на плаву останутся немногочисленные предприятия, которые так или иначе могут свой товар экспортировать. Это часть сельского хозяйства, отдельные сегменты металлургии. Но учитывая ситуацию в отношениях с Донбассом возникнет вопрос, как промпредприятия будут конкурентоспособны без угля с юга-востока страны. Цена на этот энергоноситель является одним из ключевых факторов выживания целых отраслей экономики страны.
На фоне всех этих процессов, новой деноминации нацвалюты и масштабного сокращения рабочих мест благосостояние населения продолжит падать. Соответственно, люди продолжат покидать Украину, вгоняя ее экономику еще и в демографические проблемы. То есть дефолт грозит государству непредсказуемыми и непоправимыми последствиями, но он даст возможность нажиться определенной прослойке местных и иностранных олигархов», — заключает Павел Грибов.
Источник: rueconomics.ru