Нынешний рост транзита российского газа через Украину, вызванный сезонно-погодными факторами, скорей всего, предпоследний — в 2010-м он может повториться, а дальше объемы наверняка упадут. Об этом сказал эксперт ФБА «Экономика сегодня» Александр Фролов.
Транзит газа из России через Украину вырос в январе почти на 25%, до до 7,6 миллиардов кубометров. Об этом пишут украинские СМИ со ссылкой на Укртрансгаз.
В прошлом году транзит сократился на 7,1%, в позапрошлом Украина, наоборот, транспортировала рекордные 93 миллиарда кубометров.
На прошлой неделе депутат Верховной рады Вадим Рабинович спрогнозировал падение экономики страны после завершения в 2020 году контракта о транзите российского года.
При этом в январе глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил о росте рисков надежности транзита.
«Очевидно, что риски надежности транзита российского газа через Украину и газоснабжения украинских потребителей в этом году выше, чем в прошлом году», — сказал Миллер, отметив, что объем газа, получаемый Украиной по реверсу, резко сокращается, одновременно быстро сокращаются и запасы в украинских ПХГ.
Рост напоследок
То, что мы видим сейчас — это и сезонный фактор, и погодный, говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Соответственно, транзит через украинскую территорию растет. В начале 2020 года Украине, может. и удастся повторить нынешние показатели, а вот дальше, скорей всего, объемы снизятся, отмечает эксперт.
Главный фактор, определяющий транзит через Украину — это спрос европейских потребителей: «Чем больше они потребляют, тем активней задействован украинский маршрут». Но есть ряд обстоятельств, которые эту схему несколько модифицируют. Это наличие входных газопроводов, а также возможность использовать их на полную мощность.
«Что мы видим в реальности? В последние три года спрос в Европе на российский газ стремительно рос и фактически в 2017 году превысил самые оптимистичные прогнозы «Газпрома». При этом транзит через украинскую ГТС, достигший минимума в 2015 году, тоже стал расти вслед за ростом экспорта. Однако в прошлом году транзит действительно снизился — притом что объем экспорта рос. Объясняется это тем, что «Газпрому» в 2017 года разрешили задействовать почти на 100% мощности «Северного потока»., — сказал Фролов.
В прошлом году «Газпром», соответственно, нарастил поставки через «Поток» до объема, превышающего номинальную мощность газопровода. За счет этого более активного использования обходных газопроводов сократился украинский транзит.
На прежних позициях
Чего ждать от «Нафтогаза» дальше? Переговорные позиции руководства украинской компании не изменятся, считает эксперт.,
«Конкретные люди, которые сейчас возглавляют «Нафтогаз», принципиально недоговороспособны, они построили свои карьеры на противостоянии с «Газпромом». Они не могут сесть за стол переговоров, не могут приходить к взаимовыгодным соглашениям, тем более что воспринимают Россию как врага», — сказал он.
Транзит для личных нужд
При этом сохранить транзит топ-менеджмент «Нафтогаза» желает изо всех сил, и на то есть личные причины.
«Нафтогаз» по условиям евроинтеграции должен быть разделен на несколько компаний, одна из которых станет оператором ГТС. То есть функция транзита российского газа уже давно должна была уйти от «Нафтогаза». Соответственно, сохраняя свою нынешнюю структуру, «Нафтогаз» нарушает законы ЕС.
Анбандлинг – передача функции транспортировки газа от «Нафтогаза» независимому оператору – на повестке звучит уже несколько лет. Отделить ГТС от «Нафтогаза» требует Европа, это предусмотрено требованиями Третьего энергетического пакета. Все сроки, однако, вышли уже давно, и несмотря на обещания создать и запустить оператора ничего пока не изменилось.
«Возникает вопрос, почему на переговоры по транзиту не приезжают представители структуры, которая в будущем должна вести дела с «Газпромом»? «Газпрому» сейчас, по сути, предлагают подписать контракт с той компанией, которая должна быть разделена, чье руководство всячески сопротивляется этому разделению. И подписание контракта с «Газпромом» было бы дополнительным доводом не разделять компанию — то есть это выгодно только топ-менеджерам «Нафтогаза», и больше никому», — объяснил эксперт ФБА «Экономика сегодня».
Впрочем, попытки Коболева и его команды удержать в своих руках транзит оказываются под вопросом. Нежелание договариваться «топит» их самих — время идет, следующая трехсторонняя встреча по транзиту (ЕС, Украина, Россия) ожидается весной, и возможно, к тому времени с учетом президентских выборов сменится власть в «Нафтогазе» и контекст переговоров изменится.