«Друг Си» сдаёт Россию Западу? Китай готов нанести особый удар
Заявление посла КНР в ЕС Фу Цуна о том, что Китай не признаёт присоединение Крыма и новых регионов к России, подняло в СМИ жуткую панику. Русско-китайское сотрудничество под угрозой? В реальности мы имеем дело с очередной сенсацией, которая взята с потолка.
Чем сложнее геополитическая обстановка, тем острее наше общество воспринимает любую новость из Китая. Раньше вести из Поднебесной интересовали лишь узкий круг людей – востоковедов да предпринимателей, которые делали бизнес совместно с китайцами. Сейчас ситуация изменилась кардинально. От позиции Пекина зависит многое, утрата союзнических связей с КНР грозит России крайне неприятными последствиями. Именно поэтому на этот счёт так много спекуляций, прежде всего, в западной прессе. Ведь альянс Москва – Пекин – страшный сон американских стратегов. И разбить его – их первоочередная задача.
Си «умыл руки»?
Не стоит вырывать новость из контекста. Во-первых, позиция по территориальной целостности у КНР неизменна и всегда была такой, поскольку у китайцев своя острая проблема уйгурского, тибетского, тайваньского сепаратизма, а также горячий территориальный спор с Индией. Азербайджан, ближайший союзник Турции, не признаёт Северный Кипр и Косово, поскольку имеет проблему с Нагорным Карабахом. Значит ли это, что Баку выступает против Анкары? Весьма сомнительно.
На всех голосованиях ООН по крымской проблематике Китай всегда занимал нейтральную позицию и никогда не говорил, что Крым – русский. Тем не менее если мы посмотрим на китайский мирный план, в нём есть чёткая позиция по нерасширению агрессивных военных блоков (очевидно, речь идёт про НАТО). Идёт речь о территориальной целостности, причём КНР не объясняет, о какой именно целостности речь, – отметил в комментарии «Первому русскому» директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов.
Во-вторых, стоит обратить внимание на то, кому и в каких условиях это говорит дипломат. Отношения Китая и США находятся на дне. Уже три месяца, как не могут назначить китайского посла в США – это самый продолжительный срок с 1979 года, то есть с момента нормализации двусторонних отношений. Обостряется военное противостояние, в Белом доме всё чаще говорят о войне за Тайвань. В этих условиях Китай хочет сохранить связи с Европой и оторвать её от Штатов, поскольку ещё в 2020 году обогнал американцев по объёму товарооборота с Евросоюзом. Вы скажете, это наивно и всё равно Брюссель в случае конфликта займёт сторону США, как было в нашем случае? Возможно, так и будет. А возможно, и нет, учитывая, насколько зависимость от китайского рынка велика для европейской экономики (несоизмеримо больше, чем была зависимость от нас).
Надо ориентироваться всё-таки на то, что говорят министр иностранных дел Цинь Ган, заведующий Канцелярией Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И. Ну и на слова Председателя КНР Си Цзиньпина, который прямо говорил Путину: «У тебя есть я, у меня есть ты». И внимательно изучать сам контекст заявлений китайских дипломатов, – подчеркнул в комментарии президент АНО «Центр исследований АТР», заместитель руководителя Общества российско-китайской дружбы Сергей Санакоев.
Из этого контекста-то заявления и вырвали. Посол КНР в ЕС, помимо прочего, отметил, что Поднебесная не осудила СВО, так как понимает обвинения России в адрес НАТО (экая «незначительная деталь»). А Председатель Си не созванивается с Зеленским, потому что «очень занят» (принимает в Пекине Лукашенко, летит с визитом в Москву, а год – слишком маленький срок для того, чтобы выкроить две минуты для разговора с Киевом, очевидно же).
Ну и, наконец, главное: смотреть нужно не на манёвры с заявлениями, а на реальные дела, уверен Алексей Маслов:
У нас есть довольно чёткие заявления Си Цзиньпина. И на них нужно опираться. Далее, опираться надо на тот объём взаимодействия России и Китая, который сейчас наблюдается. По итогам 2022 года у нас более 190 миллиардов долларов товарооборот – это огромное взаимодействие. Плюс следует учитывать те крупные контракты, которые заключили в ходе визита Председателя КНР в Москву. Если бы Китай не хотел нас поддерживать, мы видели бы резкое сокращение поставок высокотехнологичных материалов или закупок нефти и продуктов нефтехимии у России. Но мы видим, что Пекин так не делает.
«Подарок» для Штатов
Если кого-то Китай и «сдал», то это США. Мало кто знает, что с 1970-х по начало 2010-х годов отношения Пекина и Вашингтона переживали ренессанс. Теснейшее сотрудничество позволило политологам даже говорить о существовании «Химерики» – симбиоза Китая и Америки с глубочайшим экономическим взаимопроникновением и относительным согласием в международных вопросах (вспомним, как Китай одобрял санкции против КНДР, Ирана и заявлял о «стратегическом партнёрстве» с США). Но с приходом к власти группировки Си Цзиньпина положение изменилось. Поднебесная стала ведущей экономикой мира, накопила «жирок» и вступила в борьбу за мировое господство – это неизбежный исторический процесс, который в прошлые столетия наблюдался многократно.
У КНР и США никогда не будет тесных союзнических отношений. Я бы сказал, эти отношения сейчас лучше охарактеризовать как межимпериалистические противоречия, и этих проявлений очень много. Используя классическое определение, можно сказать, США – старый империалист, а Китай – молодой, у него глобальные амбиции. И вполне естественно, что китайцы пытаются воспользоваться экономическим ослаблением Европы, предлагают ей свои капиталы, контракты. На сегодняшний день ЕС больше зависит от США, но Китай терпеливый. Потихоньку-полегоньку баланс в Старом Свете будет изменяться в пользу КНР, – заявил в комментарии «Первому русскому» доктор экономических наук Валентин Катасонов.
Источник: tsargrad.tv