На самом деле на пищевые пристрастия цыган большое влияние оказали традиции тех народов, на территории которых они проживали.
Однако у цыган существовали и свои пищевые табу. Например, они не ели дичь.
Исключения из рыбного меню
По мнению авторов учебного пособия «Этические основы социальной работы» М. Н. Коныгиной и Е. Б. Горловой, цыгане крайне неразборчивы в еде и употребляют в пищу все, что им попадается под руку. Однако на самом деле это утверждение не имеет ничего общего с реальностью. По крайней мере в прошлом среди цыган бытовало довольно много различных пищевых запретов, которые нередко удивляли русских.
Так, Ж. Буден, главный врач Рульского военного госпиталя, в своем труде «Руководство к изучению медицинской географии и статистики и эндемических болезней» (1864 год) отмечал, что цыгане не употребляют в пищу некоторых рыб: красного леща, окуня, морскую миногу. Примечательно, что, по словам Будена, такую же рыбу не ели и египтяне ликополисского племени. Однако по какой причине египтяне и цыгане отказывались от упомянутой рыбы, Буден не уточнил.
Мясо и дичь
Кроме этого, если верить автору очерков «Цыгане» Ефиму Друцу, у цыган с давних пор существует запрет на приготовление пищи из конины и мяса собаки. Впрочем, подобные табу русских не слишком удивляли: дело в том, что, как утверждает Анна Павловская, автор книги «Русский мир», в России также бытовал запрет на употребление в пищу конины, мяса хищных животных, а также кошек и собак. В некоторых местах страны не ели даже зайчатину и медвежатину. Так, в жалобе красноярских служилых людей были такие слова: «Помирали голодною смертью и души свои оскверняли – всякую гадину и медвежатину ели».
А вот дичь русские, в отличие от цыган, уважали. Последним же, как пишут в своей книге «Язык цыганский весь в загадках» С.В. Кучепатова и И. М. Андроникова, цыганский закон запрещал убивать диких птиц. Причина проста – цыгане считали их своими родственниками. У цыган Франции даже существовал обычай: ко рту умирающего подносили птицу для того, чтобы в нее переселилась душа умершего, а потом отпускали птицу на волю. По утверждению Ж. Будена, воздерживались цыгане и от употребления в пищу лягушек и черепах.
Оскверненная пища
К особой категории запрещенной пищи относится та, что цыгане называют «нечистой». Таковой является любая еда, оскверненная женской юбкой. Дело в том, что, как пишет в своей книге «БАХТАЛЕ-ЗУРАЛЕ! Цыгане, которых мы не знаем» Дмитрий Фалеев, цыганка, вышедшая замуж, считалась «нечистой», в особенности ее нижняя часть тела. Эта «нечистота» распространялась и на предметы дамского гардероба, в частности на юбку. Пищу, которую цыганка случайно задевала юбкой, приходилось выбрасывать вместе с посудой.
Для того, чтобы «уменьшить» негативное влияние, представительницы данного народа надевали несколько юбок, а поверх них – предохраняющий фартук. Некоторые цыганки, по утверждению Ольги Изотовой и других авторов издания «Кто живет в Беларуси», для верности даже завязывали сразу два передника: спереди и сзади. Именно по причине «нечистоты» нижней половины женского тела, если верить Дмитрию Фалееву, котлярки всегда носили кувшины с водой на голове, а также имели два полотенца: одно — для верха, а другое — для низа.