Президент России не стал отказывать американскому коллеге в его предложении вступить в «Совет мира». Более того, он не прочь даже выплатить искомый миллиард долларов «взноса». Но, во-первых, сделать это из замороженных в США русских активов. Во-вторых, для начала эти самые деньги нужно ещё найти – в самих Штатах. Сейчас объясним, в чём суть этой интересной игры.
ИЛЬЯ ГОЛОВНЁВ
Россия получила приглашение от Дональда Трампа войти в новый «Совет мира». И Владимир Путин уже отреагировал — как заметил философ и руководитель Института «Царьград» Александр Дугин, найдено «очень изящное решение».
На совещании с Совбезом он поблагодарил американского президента за приглашение и сразу обозначил, что Россия… готова внести 1 миллиард долларов. Но сделать это можно из замороженных в США активов (тех самых, что заблокировали ещё при Байдене).
При этом Путин сразу отметил ещё кое-что важное:
Кстати, оставшиеся средства из наших же замороженных в США активов можно было бы использовать и на восстановление территорий, пострадавших в ходе боевых действий после заключения мирного договора между Россией и Украиной.
Сейчас по этому поводу идут обсуждения.
Путин поставил Запад в тупик. Скриншот с ТГ-канала Кремля
Сам «Совет мира» Трамп запустил недавно — 16 января. Презентовали его как узкий инструмент под Газу: координировать помощь, обходить неповоротливую ООН, дать проекту международный статус. Но в итоге вырисовывается более широкий проект — для стабилизации и восстановления в любых конфликтных зонах. В уставе документа Газу прямо практически даже и не упоминают, зато подчёркивают «более гибкий и эффективный механизм укрепления мира». Многие сразу увидели здесь альтернативу Совбезу ООН — Трамп давно и открыто критикует её за отсутствие реальных действий и возможностей.
Путин прервал молчание. Инсайдеры не ошиблись – ответить придётся за всё. Одним «Орешником» уже не обойтись
Трамп разослал приглашения многим лидерам, включая Путина. Некоторые страны уже присоединились (Израиль в первых рядах), ЕС в основном осторожничает — боятся, что это подорвёт роль ООН.
Кстати, Зеленскому тоже выслали. Он сказал, мол, подумаем. Но тут получается как минимум две накладки. Во-первых, глава киевского режима прямо высказался против идеи президента США по «приобретению» Гренландии (заявление о суверенитете и территориальной целостности Дании). Во-вторых, он, получив приглашение всё в тот же «Совет мира», выразил сомнение, что сможет там присутствовать одновременно с Россией и Белоруссией.
И есть мнение, что эти самые 5 миллиардов были взяты как раз из наших замороженных активов. То есть сейчас мы ставим американцев в крайне неудобное положение. Да, мы готовы дать искомый миллиард. Берите. Только сначала найдите его.
В свою очередь политолог, историк Владимир Ружанский считает, что обсуждение вопроса нужно начинать не с замороженных наших активов, а вопроса о «Совете мира» — что это? Замена ООН?
Россия, отмечает он, является мировой державой, а инициатива о «Совете мира» фактически сводит на нет Совбез ООН, Генассамблею этой организации. И каким будет место нашей страны в этом «Совете»? Дабы не получилось то, что уже было с G7 и европейскими организациями.
Вырисовывается классическая дипломатическая партия с высокими ставками. С одной стороны, инициатива России выглядит как прагматичная попытка вывести вопрос о замороженных активах из тупика, превратив их из объекта конфронтации в инструмент диалога и даже давления.
С другой — такое движение несёт в себе фундаментальные риски: легитимацию западного контроля над нашими средствами и участие в структуре, способной подорвать устоявшиеся международные институты.
За внешней готовностью к компромиссу скрывается жёсткая оборонительная стратегия. Исход будет зависеть от того, удастся ли Москве и её ключевым партнёрам навязать Вашингтону правила, где уступка в одном станет основой для реального взаимного шага в другом. Пока же ясно одно: переговоры вступят в самую сложную фазу, где каждая сторона будет проверять на прочность не только аргументы, но и нервы оппонента.