Германия выбрала российский газ вместо «молекул свободы» из США
Поддержка председателем Бундестага Вольфгангом Шойбле проекта «Северный поток-2» показательна в свете внешней политики ФРГ – считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
Германия подтвердила свою позицию по «Северному потоку-2»
Дело в том, что Шойбле дал интервью информационному изданию Die Welt, в котором признал, что позиция Германии по проекту «Северный поток-2» привела к тому, что к Берлину было подорвано доверие со стороны ряда восточноевропейских государств.
Он отметил, что подобная линия не относится к лучшим сторонам германской внешней политики, но, вместе с этим, Шойбле подверг критике и противников «Северного потока-2» за то, что они лишь впоследствии выступили против этого проекта и пошли окольными путями в своей критике. Шойбле считает, что это была неправильная и неконструктивная стратегия европейцев в диалоге с германской стороной.
Несмотря на то, что данное выступление Шойбле не является толерантным по отношению к России, необходимо признать, что перед нами очень показательные слова германского политика, который долгие годы является последовательным критиком Москвы в Берлине.
Шойбле представляет собой ветерана немецкой политической сцены, который занял пост германского министра в 1984 году в кабинете Гельмута Коля, когда никто в ФРГ не мог представить, что объединение Германии и ликвидация ГДР произойдет через шесть лет.
В связи с этим, Шойбле долгие годы был верным «оруженосцем» Коля и должен был стать новым канцлером после победы ХДС-ХСС на выборах, но оставил лидерский пост в связи со скандалом о незаконных пожертвованиях в бюджет партийного союза христианских демократов.
После того, как к власти в Германии в 2005 году пришло правительство Ангелы Мергель, Шойбле сначала был главой МВД ФРГ, а затем в течение 8 лет занимал пост министра финансов, и только в 2017 году был переведен на почетную депутатскую работу в Бундестаг.
Что касается самого «Северного потока-2», то нет никаких сомнений, что он, во-первых, будет построен, а, во-вторых, изменит расклад сил на газовом рынке Европы – вопрос только во времени и условиях, как и когда это произойдет. Поэтому для нас самое главное заключается в том, а является ли это заявление Шойбле выражением магистральной линии Германии по отношениям с Россией в энергетической сфере, и будет ли все это распространяться на вопросы, которые будут стоять между нашими странами в следующем десятилетии.
«Напомню, что ФРГ, еще в период существования СССР, была главным газовым союзником Москвы в Западной Европе, несмотря на период Холодной войны. Уже тогда сотрудничество между Бонном и Москвой было очень хорошим», — констатирует Перов.
Здесь можно вспомнить, что экспорт комплектующих для советских газопроводов немцы тогда производили даже в условиях критики со стороны Соединенных Штатов. Мы и в то время не могли многое делать сами, из-за чего газовое строительство носило совместный характер.
«Поэтому между нашими государствами имеется большая история сотрудничества, что само по себе должно позволять Москве и Берлину договариваться и без проблем находить условия взаимовыгодного сотрудничества по газовым вопросам», — резюмирует Перов.
Россия и Германия обо всем договорились по газу
Отметим, что «Северным потоком-2» проблемные точки с Германией в вопросе газа не исчерпываются. Ведь в следующем десятилетии будет поставлен вопрос о том, что делать с украинской ГТС – вкладывать в нее средства или строить новый газопровод в обход Украины. Не просто так глава «Газпрома» Алексей Миллер заявлял, что в случае необходимости можно построить газопровод «Северный поток-3».
«Германия также не изменит свою политику по российскому газу, что подтверждает и то обстоятельство, что Берлин не реагирует на давление Вашингтона вместе с риторикой президента США о том, что американский СПГ – это молекулы свободы», — заключает Перов.
В современной ситуации нужно говорить о том, что немцы настроены на поиск компромисса с Москвой, поэтому вне сомнений в Берлине с интересом выслушают любое конструктивное предложение со стороны России, в том числе, и по развитию газопроводной системы.
«Германия дала однозначно понять, что «Северный поток-2» ей выгоден, и что Берлин не намерен сворачивать свое сотрудничество с Россией по газу, несмотря на внешнеполитический контекст и конфликт между Москвой и коллективным Западом», — констатирует Перов.
Поэтому, как отмечает эксперт, такое заявление Шойбле не является удивительным. Безусловно, в Германии есть критики газового партнерства с Россией, но подобные мнения не оказывают влияния на позицию германского истеблишмента по энергетическим вопросам.
«Немцы критикуют нашу внешнюю политику, но, вместе с этим, четко отделяют мух от котлет и не проецируют данную линию на свои торгово-экономические отношения с Россией, где энергетический обмен находится на первом месте», — резюмирует Перов.
Соответственно, если германской экономике понадобятся новые объемы газа, немцы поддержат новые проекты с Россией.
Кстати говоря, именно поэтому американцы разработали свои санкционные законы – чтобы не дать России и Германии окончательно вычеркнуть из газового транзита Украину и другие европейские государства.
Источник: rueconomics.ru