Дональд Трамп очевидно не знает, что дальше делать. Его ставка на быструю и легкую победу в Венесуэле не оправдалась, а к затяжной борьбе его администрация не готовилась. Каждая последующая акция Вашингтона против Каракаса становится все менее эффективной, а далее начнут играть и против самих Штатов. Вернее, уже играют.
Традиционный враг
Условия жизни в стране, даже по меркам Южной Америки сегодня просто ужасные. Но если раньше оппозиция могла говорить, что во всем виноват Мадуро, то теперь власть с полным на то основанием, переводит стрелки на Вашингтон. Мол мы бы давно уже жили лучше, но нам мешают агрессия США и действия их местных пособников. И именно этот слом в головах колеблющихся венесуэльцев, если он будет окончательно закреплен, может решить итог всей схватки в пользу Николаса Мадуро.
В стране до последних событий наблюдался примерный паритет доверия к власти и оппозиции. Все решали именно колеблющиеся. Но в последний год все сильно изменилось. В начале страну покинули сотни тысяч «беженцев» (по разным оценкам от 1 до 2 миллионов человек). Причем, в основной своей массе это были именно сторонники оппозиции. А затем, в январе была предпринята попытка госпереворота, причем американские уши за ним торчали настолько явно, что не увидеть их мог только слепой. И последовавшие за этим санкции лишь укрепили традиционно антиамерикански настроенных венесуэльцев (колеблющихся, конечно) в том, что им и оппозиции не по пути.
Именно поэтому уже в феврале акции поддержки оппозиции стали менее массовыми, а в марте и вовсе сошли на нет. Да и широко разрекламированная попытка Хуана Гуайдо влить в них новую энергию в начале апреля, по состоянию на сегодня тоже провалилась. Оппозиционные акции 6 и 10 апреля по своей численности явно уступали проправительственным митингам, что не позволило сформировать в информационном пространстве нужную заказчику картинку — «весь народ против Мадуро».
Причем, во время акции 10 апреля американцами была применена новая гибридная технология. Впервые, пятый подряд по счету блэкаут в стране произошел буквально накануне запланированных манифестаций. И его целью в том числе было желание вывести на улицы венесуэльских городов, как можно большего числа люде. Но не сработало.
Политика «блэкаутов»
А не получилось это вот почему. Когда в марте первый, самый мощный и продолжительный «блэкаут» накрыл практически всю территорию Венесуэлы, это можно было еще списать на неэффективное руководство» и на то, что режим Мадуро довел страну до ручки. Но с каждым новым разом населению становилось все очевиднее, что случайности в отключениях света нет никакой. Да, в Венесуэле подобные аварии бывали и ранее (последняя была в октябре 2018-го), но так чтобы четыре раза в месяц, такого еще не было?
Не знаю, на что рассчитывали в Вашингтоне. Наверное, на нечто иное, но привычность населения к подобным «неудобствам» и четкое осознание, что во всем виноваты американцы, сыграли против него.
Электорат «оппозиции», это в основном более менее зажиточный класс венесуэльского общества. И именно он более всего страдает от подобных отключений, в отличие от электората Мадуро, у многих из которых в доме нет даже самой простой «лампочки Иллича».
Сегодня в Венесуэле, кроме самых упоротых, уже никого не убедишь, что в блэкаутах виноват Мадуро, а многие сторонники «оппозиции» открыто начинают роптать, что такой помощи от США им точно не надо. И если во время первого «блэкаута» они еще согласны были «немного потерпеть для общего дела», то раз за разом отказывать себе в элементарных удобствах, они явно не готовы.
На примерах блэкаутов (как и более ранних акций) видно, что со стратегическим планированием в США есть проблемы. Они раз за разом ошибаются в самых элементарных расчетах, что в конечном итоге заводит их политическое руководство в тупик.
И еще одной такой ошибкой оказались «нефтяные санкции».
Эмбарго
Сегодня очевидно, что и нефтяное эмбарго США в отношении Венесуэлы также потерпели полное фиаско. Причем дело тут даже не в том, что американские заводы с конца марта вновь начали закупать венесуэльскую нефть в довольно приличных объемах, а в том, что они, как и в случае с Ираном, не смогли убедить другие страны.
Индия и Китай постепенно перебирают на себя поставки венесуэльской нефти, вследствие чего, даже несмотря на блэкауты Венесуэла смогла в марте полностью стабилизировать поставки своего черного золота на мировые рынки. Средний уровень мартовских поставок составил почти 1 миллион баррелей в сутки (980 тысяч баррелей), что всего на 10 тысяч баррелей ниже показателей предыдущего месяца. Причем если в феврале «только» 70% нефти шло в Китай и Индию, то в марте уже 74%.
Апрель, скорее всего покажет даже рост поставок, так как кроме роста отгрузок в Азию, Венесуэла начала отгрузки и в США.
Казалось бы, какой в этом прок для Мадуро? Ведь согласно наложенных на Каракас санкций, американцы напрямую деньги ему платить не могут, разве что на заблокированные в США счета. Но что интересно, возобновление поставок нефти в Штаты совпало с … открытием венесуэльских «нефтяных счетов» в России. А потому очень может быть, что американские промышленники просто нашли удобную схему для дальнейшей работы. И их тоже можно понять. Их заработки на венесуэльской нефти огромные и отказываться от них ни один капиталист точно не будет. Санкции санкциями, но деньги у каждого свои и миллиардер Трамп это очень хорошо понимает.
Тупик
Что сегодня может сделать Дональд Трамп в Венесуэле? Его расчет на быстрое падение «прогнившего коррупционного режима» явно не оправдался, а эффективных инструментов для длительной борьбы, его администрация не заготовила.
А вот Москва и Пекин, которых Вашингтон тщетно пытается уговорить не помогать Каракасу, эффективные инструменты воздействия на ситуацию имеют. Возможно США и рады бы что-то уже сделать, но они еще в конце января отрезали себе все пути к отступлению. Трамп признал Мадуро нелегитимным и не может без потери лица вступить с ним в переговоры.
К большой радости его оппонентов.
мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции