Карты не принимать. Сбербанк показал России большую фигу Карты не принимать. Сбербанк показал России большую фигу

Сбербанк России вопреки просьбе Центробанка отказался обслуживать карты с закончившимся сроком действия через свои терминалы. Обладатели этих кусков пластика смогут расплачиваться только там, где терминал принадлежит другим банкам.

Греф показывает власть

Сбербанк – лидер среди банков России практически по всем финансовым и нефинансовым параметрам. Один из этих параметров – число терминалов Сбера в торговых точках. Государственный банк контролирует более 50 % этого рынка, через него проходит не менее 60 % средств, которыми жители России расплачиваются с помощью пластиковых карт.

Формальная причина отказа Сбербанка от продления срока действия карт – проблемы с перенастройкой оборудования. Действительно ли Сбербанку технически сложно перенастроить систему так, чтобы она учитывала карты с истекшим сроком действия как актуальные? Есть подозрение, что это неправда. Потому что Сбер чуть раньше отказался автоматически продлить срок действия своих карт, хотя все нормальные банки ещё до рекомендации ЦБ или сразу после неё пошли своим клиентам навстречу. Даже кромешный ВТБ продлил до 1 мая, а потом до 1 июля. А государственный Промсвязьбанк, не говоря уже о частном «Тинькофф» – сразу «до нормализации эпидемической обстановки». Тут нет никакой широты души – обслуживание карт и операций по ним приносит банкам выгоду, – но по крайней мере менеджеры сделали так, чтобы удобно было не только им. Тоже, вероятно, пришлось что-то менять в системе, но поменяли же.

Увы, расплатиться этими «продлёнными» картами в магазинах, обслуживаемых Сбербанком, не получится.

Греф показывает фокусы

Одновременно продолжаются фокусы Сбербанка с процентами за переводы внутри банка между разными регионами. Банк отказался от присоединения к Системе быстрых платежей, пытаясь сохранить своё господство на этом поле, а заодно и проценты. Считается, что с 1 апреля Сбербанк отменил комиссию за перевод между регионами внутри своего банка. Но на его сайте совсем другая информация.

«Если переводите с дебетовой карты в Сбербанк Онлайн внутри региона, комиссия 0 руб.» – радостно заявляет Сбер, но далее свою копеечку не упускает: «В другой регион через банкоматы, Сбербанк Онлайн, мобильное приложение Сбербанк Онлайн, Мобильный банк – 1 % от суммы перевода, но не больше 1 000 ₽».

Герман Греф, похоже, задался целью продемонстрировать миру: для него «более привилегированных» не существует. Фото: Александр Авилов/ АГН «Москва»

Впрочем, верить нельзя не только Герману Грефу, но и сайту управляемого им банка. Там много интересного, увлекательное чтиво. Вот, например, о результатах недавней продажи банка правительству: «Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации владеет 52,32 % от общего количества голосующих акций Сбербанка. Миноритарным акционерам принадлежит 50 % минус одна голосующая акция Сбербанка в свободном обращении». Арифметика, судя по всему, от авторов легендарных выборных 146 %.

Но вернёмся к процентам. Из Калининграда во Владивосток «Альфа», ПСБ, «Райффайзен», да кто угодно много лет переводил ваши деньги бесплатно, но только не Сбер. Объясняют это тем, что Сбербанк – это на самом деле совокупность финансовых организаций, 11 банков от Северо-Западного до Дальневосточного. Но ведь и разные банки как-то умеют при взаимной договорённости не взимать проценты за переводы, что же мешает договориться Грефу Поволжскому с Грефом Байкальским? Сложная форма расщепления личности или всё-таки привычная хитроседалищность?

На самом деле комиссии действительно отменены, но только для части регионов. Например, из Новосибирска или Екатеринбурга в Москву можно перевести до 50 тысяч рублей бесплатно, а вот обратно – только с комиссией. Обратите внимание, как тонко выбрано направление: понятно, что переводы в основном идут из Москвы в регионы, и именно здесь проценты сохраняются до последнего.

Статистику межрегиональных переводов Сбербанк не публикует. По косвенным сведениям можно сделать вывод, что в целом клиенты «зелёного банка» в 2019 году отослали друг другу 4,5 млрд переводов на общую сумму примерно 25 трлн рублей. Несложно предположить, что межрегиональные переводы в целом крупнее местных, среди которых высока доля очень малых из разряда «заплати налом, я тебе на Сбер кину». Так что даже если лишь каждый сотый перевод – межрегиональный с процентами (а в реальности их больше), это десятки миллиардов рублей ежегодно. Ничего личного.

В качестве ответной меры Сбербанк ввёл повышенные тарифы для переводов более чем на 50 тыс. рублей (уже безотносительно региона), а заодно предложил клиентам купить подписку на такие переводы. Ведь «продукт не может быть абсолютно бесплатным», говорят в Сбербанке, хотя в других банках клиенты почему-то переводят деньги совершенно бесплатно.

Совершенно феноменально прокомментировали этот фокус в ФАС: «Тарифы на переводы в одном регионе и вне его должны быть одинаковыми. Как Сбербанк выполняет этот закон – это его решение. Если оно не противоречит закону, значит, оно верное». Федеральная антимонопольная служба в очередной раз поддержала использование монопольного положения.

Между тем трюк Сбербанка с одной комиссией вместо другой очень напомнил фокус авиакомпании «Победа» – когда той предписали вернуть обязательные нормы ручной клади, «Победа» вообще отменила ограничения по весу («хоть гири возите»), зато ввела жёсткий контроль по объёму. Закону это вроде бы не противоречило, но только потому, что никому не приходило в голову вообще регламентировать объём разрешённой клади (были ограничения лишь по негабаритным предметам).

Греф показывает силу

Но, в отличие от саботажа закона об одинаковых тарифах, у отказа от работы с просроченными картами основания не столько коммерческие, сколько политические. Главный розничный банк в очередной раз демонстрирует свою полную самостоятельность, независимость от русских законов. Так порой пьяные депутаты и судьи садятся за руль и нарушают правила, так футболисты избивают соседей по кафе, чиновники оскорбляют народ. Безнаказанность развращает, ведь возмездие наступает лишь тогда, когда наступаешь на мозоль кому-то ещё более привилегированному. Матвей Урин и Александр Кокорин хорошо это знают.

Сбер запускает щупальца во многие сферы нашей жизни. Фото: Кирилл Зыков/ АГН «Москва»

Так вот, Герман Греф, похоже, задался целью продемонстрировать миру: для него «более привилегированных» не существует. Свою бывшую заместительницу Эльвиру Набиуллину он давно уже открыто посылает на две буквы «Ц» и «Б», сейчас игнорирует указание уже-не-премьера Дмитрия Медведева об отмене финансового роуминга, а также платёжных систем, включая «Мир», о продлении срока действия карт. Более того, по духу своих решений Греф идёт и против Владимира Путина, который продлил срок действия водительских прав: все, у кого дата окончания действия документа – 1 февраля или позднее, могут продолжать ездить до прекращения эпидемических мероприятий.

Греф показывает аппетит

Не надо думать, что другие банки намного лучше. Дай такую рыночную власть Костину (ВТБ), Фридману («Альфа») или Фрадкову-младшему (ПСБ), они, может быть, ещё хлеще чудили бы. Святых ростовщиков не бывает по определению. Но Сбербанк отличается тем, что всё чаще работает прямо против интересов русского государства.

Хотелось бы сказать, что личный выбор каждого человека – сотрудничать ли с такой организацией, но тем и плоха монополия, что выбора она как раз и не оставляет. Нет наличных – «переведите на Сбер-онлайн», помочь другу – наверняка выберете именно Сбер. И чем больше в нашей жизни Сбербанка, тем наглее, циничнее, беспардоннее становятся поступки его менеджеров.

Одновременно Сбер запускает щупальца во многие сферы нашей жизни – и если онлайн-кинотеатры со службой доставки, в принципе, безобидны, не нравится – не ешь, то попытки Сбербанка взять на себя функции государства, подменить собой МФЦ и выдавать паспорта – это реально подрывная деятельность в химически чистом виде.

СМИ многократно разоблачали эту деятельность, но Васька – простите, Герман Оскарович – строго по Крылову «слушает да ест».

Правительство купило Сбербанк вместо того, чтобы забрать его у Центробанка бесплатно. Это плохо. Но раз уж банк стал государственным, не пора ли устроить в нём основательную чистку? Раз уж избавиться от ростовщичества не получается, пусть им занимаются хотя бы национально ориентированные менеджеры, а не циничные фокусники, как это происходит сейчас.

Источник: tsargrad.tv

Cейчас читают:

Выбор редакции: