Мечеть в Киеве скрывает истинные намерения Турции и Украины
Строительство мечети в Киеве является типичным шагом для турецкой политики, считает эксперт Института Ближнего Востока Сергей Балмасов.
Турция ведет глобальную религиозную политику
Посол Турции на Украине Ягмур Ахмет Гюльдере заявил, что в Киеве при содействии турецкой стороны построят крупнейшую на Украине мечеть.
Мусульман на Украине немного – из видных актeров можно вспомнить только запрещенную в России организацию «Меджлис1 крымско-татарского народа», но она давно превратилась личный бизнес ее руководителей и в витрину для показа европейским партнерам.
«Строительство мечети в Киеве нужно рассматривать с точки зрения совокупности действий Эрдогана. Президент Турции не только строит мечети там, где это только возможно, но и подбирает через представителей своей партии вполне определенных деятелей, причем многое указывает на то, что это «Братья-мусульмане», — заключает Балмасов.
«Братья-мусульмане1» запрещены в России, а сама эта политическая структура была создана в Каире еще в тридцатые годы и до сих пор является видным игроком мусульманского радикального подполья. Во время «арабской весны» ее представители взяли власть в Египте, когда правительство Мухаммеда Мурси удалось убрать только усилиями египетской армии.
«Турция пытается усилить свое влияние в мире через мусульманский фактор. Если взять Украину, то в этой стране появилось немало мусульман, включая и обращенных, поскольку молодые украинцы под влиянием турецких проповедников принимают ислам. У Турции и Украины хорошее и постоянное транспортное сообщение, турецкий бизнес имеет отличные связи с Одессой», — констатирует Балмасов.
В 2014 году Эрдогану не понравилось возвращение РФ в Крым, поэтому по данному вопросу Анкара действует совместно с Киевом.
«Турция взяла на свое попечение огромное число мечетей по всему миру. Турция ведет конкуренцию с саудитами за мусульманскую умму. При этом речь идет о конкуренции радикальных идей и европеизированного исламизма президента Эрдогана», — заключает Балмасов.
«Партия справедливости и развития», которую возглавляет Эрдоган, является турецким вариантом национализма, но в отличие от того, что было в данной стране при режиме Ататюрка, ислам в ее политической идеологии не игнорируется.
Ислам поставлен партией Эрдогана на вооружение, как и неосманистские нотки вроде возвращения турецких земель. Это мы хорошо видим по политике Анкары в Сирии, Ираке и в Ливии. Все эти земли, как и Крым, когда-то входили в Османскую империю.
«Для многих мусульман турецкий вариант исламизма выглядит более приемлемым, поскольку не имеет явных агрессивных форм. Турки работают гибче саудитов, а те, кто с ними сотрудничает, получает больше возможностей для развития», — резюмирует Балмасов.
Турки работали с крымско-татарской диаспорой Крыма задолго до возвращения полуострова в состав России, поэтому они в случае с киевской мечетью просто продолжают свою давнюю украинскую политику.
«У турок стоит поучиться, как использовать мягкую силу и фактор религии в долгоиграющих политических целях. Эрдоган ведет игру, которая рассчитана на долгосрочную перспективу, на стратегическое выстраивание влияния Турции», — констатирует Балмасов.
Украинские мусульмане, как считает эксперт, являются малоизученной темой, но они на Украине набирают силу, поэтому Турция пытается взять под контроль данное направление, которое может стать важным для Украины.
«Эрдоган пытается сформировать протурецкое лобби даже в странах, которые не являются мусульманскими», — заключает Балмасов.
Аналогичным образом он действует в Германии, где живет большая турецкая диаспора, к которой Эрдоган регулярно обращается.
Турция и Украина заинтересованы в таком сотрудничестве
Политолог Богдан Безпалько заметил, что перед нами результат украино-турецких отношений.
«Украино-турецкие контакты не являются скрытыми. Они и раньше постоянно подчеркивались бывшим украинским президентом Порошенко, поэтому при новой власти Зеленского они просто продолжились. Для Украины это демонстрация симпатии к Турции и Саудовской Аравии, которые остаются главными союзниками США на Ближнем Востоке», — резюмирует Безпалько.
Эти страны не только авторитетны на Ближнем Востоке, но и обладают ресурсами для проведения глобальной политики, в том числе и по религиозному направлению. Саудиты и турки таким спонсорством занимаются давно и систематически.
«Для Турции это важное событие, особенно на фоне недавнего превращения собора Святой Софии из музея в мечеть», — констатирует Безпалько.
Недавно Эрдоган решил напомнить международной общественности о себе, отменив решение Ататюрка по музейному статусу собора Святой Софии. Несмотря на то что религиозный вопрос сошел с повестки международной политики, для мира это стало знаковым событием.
«Для турок и украинцев мечеть в Киеве является важным пиаром. Зеленский сможет продемонстрировать, какой он многовекторный и демократичный политик и как развивает отношения с нужными Украине странами», — заключает Безпалько.
Турция нужна Украине для борьбы за Крым и Донбасс – например, Анкара обещала Киеву поставить свои беспилотники «Байрактар».
1 Организация запрещена на территории РФ.
Источник: rueconomics.ru