Самолёты дальнего радиолокационного обнаружения являются ключевым элементом современной воздушной войны. Однако чуть более чем за месяц Россия потеряла два самолёта дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50. Есть и другие тревожные события.
Как пишет обозреватель Царьграда Влад Шлепченко, два самолёта дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50 чуть более чем за месяц потеряла Россия.
Первый борт погиб 15 января над северо-западной частью Азовского моря. Второй инцидент произошёл 23 февраля. Примерно в том же районе с той лишь разницей, что обломки борта упали не в море, а в окрестностях хутора Трудовая Армения Каневского района Краснодарского края. Момент ракетной атаки на самолёт был заснят местными жителями. На опубликованных ими кадрах видно, что экипаж сбрасывал тепловые ловушки, и они смогли отвлечь на себя не менее одной зенитной ракеты. Однако расчёт ПВО продолжал стрелять и добился попадания.
Отметим важный момент: официально Минобороны никак не комментировало ни один, ни второй эпизод, поэтому журналистам и блогерам остаётся лишь рассуждать.
Район гибели обоих самолётов находится довольно далеко от подконтрольных ВСУ территорий — это первое, что бросается в глаза. Если считать от правого берега Днепра, на котором ВСУ могут достаточно свободно маневрировать ЗРК, в том числе дорогими и дефицитными, то дистанция поражения составляет порядка 400 километров, и это при условии, что «Пэтриот» будет выходить непосредственно на берег.
У ВСУ есть ракеты, которые способны преодолеть это расстояние: это 5В21 зенитных комплексов С-200. Опираясь на этот факт, военный обозреватель Юрий Подоляка выдвинул гипотезу, согласно которой ВСУ могли использовать С-200 для того, чтобы спровоцировать огонь наших зенитных комплексов по А-50.
Украинские зенитчики выстрелили в сторону нашего летающего радара дальнобойной ракетой класса «земля — земля», после чего постарались «подвести как можно ближе к борту», имитировав зенитную атаку на самолёт, считает специалист.
Ещё вопрос: мог ли уникальный самолёт стать жертвой старых комплексов ПВО? В течение всей спецоперации мы видели, как достаётся со складов длительного хранения оружие, выпущенное тридцать, сорок и пятьдесят лет назад. В ход пошли автоматы, танки Т-62, пушки сталинских годов. Почему с комплексами ПВО картина должна быть другой?
Ясно, что Россия столкнулась с проблемой. Первая часть которой состоит в том, что ПВО не дружат с ВКС. И причина этого разнобоя может иметь системный характер и потому трудноисправима.
Во-вторых, мы потеряли исключительно ценные машины, которых в нашей армии, по различным оценкам, было от 7 до 15 бортов и возместить потери которых быстро не получится. Потери особенно тяжелы в свете ожидаемой в ближайшее время передачи ВСУ истребителей F-16.
Ясно и то, что СВО уже перешла на новую стадию. Освобождение Авдеевки, поход на Работино, бегущие небратья в разных частях фронта… Освобождение Авдеевки, поход на Работино, бегущие небратья в разных частях фронта… Есть и ещё один инцидент, который не оказался в официальных сводках.
Так, три ракеты американского комплекса HIMARS угодили прямо в построенных, как на параде, русских солдат. По данным врага, погибло 65 человек. Всю эту информацию Минобороны России комментировать вряд ли будет, но военкоры и военные эксперты уже обсуждают. Причём очень зло.
Военкоры реконструируют события на полигоне так: должно было приехать высокое начальство, целый батальон был поднят и составлен на совершенно открытой местности в аккуратные «коробки». Ждали начальства долго. А дождались три снаряда HIMARS. Спастись в эпицентре ударов было крайне сложно.
Говорят также, что это не первая подобная история. Буквально недавно враг точно так же вычислил построение русских за Днепром и жахнул. Тоже было много «двухсотых». Но офицеры, привыкшие к парадам с эпохи мирной жизни, так и продолжают устраивать построения неподалёку от линии фронта.
Враг коварен, у него есть средства детальной разведки, есть высокоточные и дальнобойные боеприпасы. Это нужно понимать и не расслабляться. Тем более, что прямо сейчас небратьев загоняют в угол. И, конечно же, их кураторы не будут считаться с жертвами.
Тем временем главарь киевского режима заявил, что летом его войска собираются провести ещё один контрнаступ. Он пообещал «развить успехи в Чёрном море» и предоставить «новые сюрпризы» для России. По всей видимости, под «сюрпризами» подразумеваются либо американские самолёты F-16, которые Киеву как раз к лету передадут европейские страны. Они, как говорят эксперты, действительно расширят возможности ВСУ. Или же речь идёт о передаче дальнобойного оружия, которое позволит режиму осуществлять новые теракты в ещё более глубоком русском тылу.
Также напомним, что в начале февраля стало известно о том, что украинские безэкипажные катера (БЭКи) уничтожили большой ракетный катер «Ивановец» в акватории озера Донузлав на юго-западе Крыма. Атака морскими беспилотниками была предпринята синхронно с мощным ракетным ударом по полуострову, в ходе которого авиация противника выпустила около 20 ракет воздушного базирования.
Министерство обороны России пока никак не прокомментировало эти сообщения. Поэтому вся информация о гибели корабля является неофициальной.
На кадрах, опубликованных Главным управлением разведки Украины, видно, что корабль подвергся атаке целой стаи вражеских БЭКов. Экипаж сражался с врагом до последней возможности. Катер активно маневрировал даже после того, как получил несколько попаданий; моряки вели плотный огонь из пулемётов по приближающимся дронам.
Видно, что корабль был поражён не менее чем тремя взорвавшимися БЭКами. Первый попал в левый борт в средней части корпуса, в место, над которым у больших ракетных катеров проекта 12411 «Молния» расположены спаренные пусковые установки противокорабельных ракет. Катер получил большую пробоину, но не прекратил борьбы, продолжив активно маневрировать; на мостике горели прожектора, по приближающимся БЭКам вёлся огонь из пулемётов.
Затем украинский дрон ударил наш корабль в нос, но, насколько можно понять из записи, взрыва боеголовки не произошло.
Второй результативный удар был нанесён в то же место, где произошел первый взрыв. На записи видно, как оператор направил дрон прямо в пробоину.
Удивительно, но даже после этого небольшой кораблик остался на плаву и продолжил бой. Точку в сражении поставил третий удар, пришедшийся в корму. К тому времени «Ивановец», по всей видимости, принял большое количество воды и имел сильный крен на левый борт. После третьего взрыва большой ракетный катер осел на корму и почти вертикально ушёл под воду.
Поскольку Минобороны России пока не прокомментировало сообщений о гибели корабля, судьба героического экипажа остаётся неизвестной. Из открытых источников известно, что экипаж ракетных катеров проекта 12411 «Молния» в зависимости от модификации насчитывает 40 или 41 человек.