«Налог Тобина» переполнил чашу терпения Центробанка в отношении Глазьева
Просьба Банка России к Минэкономразвития сдерживать информационную активность Глазьева связана с их давними кардинальными разногласиями. Такую оценку скандалу дал в комментарии ФБА «Экономика сегодня» член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров.
Банк России написал жалобу в Минэкономразвития России с критикой инициатив министра Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и экс-советника президента РФ Сергея Глазьева. Регулятор просит «сдерживать информационную активность» оппонента после того, как он выступил с предложением на фоне пандемии коронавируса ввести новые меры макроэкономической и денежно-кредитной политики.
В частности, Глазьев предложил шаги по стабилизации обменных курсов национальных валют, нейтрализации спекулятивных атак, защите финансового рынка от угроз, обеспечению безопасности и устойчивости валютно-финансовой системы ЕАЭС. Главной министр выдвинул идею о вводе в ЕАЭС налога на неторговые валютообменные операции, чтобы ограничить вывоз капитала за рубеж, а сборы от налога использовать в общих целях. По мнению экспертов, эта инициатива и вызвала неприятие Центробанка.
«Глазьев давно и неоднократно критикует политику Банка России, который во многом действует установками начала 1990-х, — отмечает Федоров. – У них принципиально разные подходы и взгляды на то, как должна регулироваться денежно-кредитная политика РФ. Центробанк раньше предпочитал просто игнорировать альтернативные предложения, которые звучали не только от Глазьева, но и от других помощников президента. А сейчас явно перешел в атакующую позицию.
В частности, регулятора критикуют за удержание ключевой ставки на очень высоком уровне, что сдерживает предпринимательскую активность в России и доступ к кредитам для бизнеса. Однако ЦБ упорно ведет крайне осторожную деятельность по снижению, аргументируя нежеланием повышать инфляционные риски. Хотя, по сути, он своей политикой на волне кризиса не пресекает спекулятивные валютные операции в России и возможности для них».
Традиционные перепалки с Центробанком
Глазьев — экс-министр внешнеэкономических связей, депутат Госдумы трех созывов, бывший заместитель генсекретаря ЕврАзЭС, академик РАН. С 2012 по 2019 год был советником президента РФ по координации деятельности органов власти, направленной на развитие евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.
Ранее он уже обвинял Центробанк в том, что, перейдя от таргетирования курса рубля к сдерживанию инфляции, регулятор отдал отечественную валюту на откуп финансовым спекулянтам. А в апреле 2016 года экономист написал в твиттере, что в созданной Банком России «новой реальности» выживают «только спекулянты», а производство умирает.
«Сегодня мы явно видим, что Банк России на фоне кризиса стал более смел в общении с оппонентами, но по-прежнему не желает вступать в открытую полемику по курсу денежно-кредитной политики. Регулятор явно чувствует, что сейчас его значимость куда выше, чем мнение отдельных чиновников. Альтернативные мнения об экономическом курсе просто отсекаются – даже говорить об этом, по мнению руководства ЦБ, недопустимо.
Если сейчас ввести по предложению Глазьева налог на вывоз валюты, поднимется возмущение людей, которые в России лишь зарабатывают, а живут в основном за рубежом. Среди них есть очень влиятельные и богатые персоны. ЦБ предвидит связанное с этим противодействие и играет на руку людям, в отношении которых инициатива направлена. Насколько это оправданно, каждый сделает вывод для себя сам», — считает Федоров.
Глазьев предложил опробовать теорию
Глазьев своим предложением по налогу на вывозимый капитал продвигал идею «налога Тобина» (Tobin tax). Это лишь теория, которая никогда на практике еще не испытывалась и явной оценки эффективности или недостатков не получала. Ее еще в 1978-м сформулировал лауреат Нобелевской премии по экономике Джеймс Тобин. Он продвигал идею налога для контроля над капиталами.
В упрощенном виде теория звучит так: если ввести налог на операции с иностранными валютами даже в минимальные 0,1%-0,25%, это могло бы резко ограничить трансграничные валютные спекуляции, сделав большую часть из них невыгодными, и уменьшить их вред, особенно для развивающихся стран.
«Можно долго обсуждать «налог Тобина» с разных точек зрения, но совершенно очевидно, что его реализация в России не нравится определенной прослойке людей. А Центробанк за последние 29 лет кардинально не менял сути своей работы, лишь иногда немного корректировал денежно-кредитную политику. И в целом он помогает обороту доллара в России, слабо контролируя выводы капиталов в офшоры по итогам незаконных операций.
Глазьев и его единомышленники считают, что задача ЦБ принципиально иная – нужно кардинально менять всю систему регулирования, контроля и управления. А это — полная перестройка всех принципов работы регулятора, включая базовые. Руководство Банка России устраивают и нынешние условия. Отсюда и раздражение, когда Глазьев вновь продвигает свои инициативы на фоне непростого для российской экономики периода», — заключает Евгений Федоров.
Источник: rueconomics.ru