Почему советские начальники женились на еврейках?

Ну, то есть, правильнее сказать несколько по-другому. Сначала это были рядовые большевики, которые просили руку и сердце у еврейских девушек. А затем они стали большими дядями, которые сохранили к ним свою привязанность, даже добравшись до большой власти.

Перечень таких начальников очень большой. Еврейские жены были у Кирова, Ворошилова, Молотова, Ежова, Дзержинского, Бухарина, Рыкова, Луначарского – то есть, у главных советских вождей, которые, если б история пошла немного иначе, могли бы рулить Союзом вместо Виссарионыча.

Еврейские жены были и у людей, рангом поменьше, но тоже входивших в советскую элиту – у легендарного комдива Щорса, революционера Артема (Сергеева) и Якова Джугашвили.

Что тут сказать: даже у таких видных коммунистов, как Зиновьев и Каменев боевые подруги являлись еврейками)))) Только товарищ Крупский, муж товарища Крупской, взял себе в супруги славянку)))

Впрочем, у каждого есть право на выбор. Так почему же джентльмены предпочитали блондинок большевики предпочитали евреек?

Дело было не в том, что среди большевиков численно преобладали евреи. Это не так или не совсем так. Мы с вами уже не раз говорили, что еврейский народ в целом немного пугали непримиримые революционные партии. Дети Сиона, жившие в Российской империи, предпочитали либо демократические политические движения, либо чисто еврейскую социалистическую партию «Бунд».

Просто евреи стали одними из первых революционеров, когда их еще было очень немного. Именно поэтому впоследствии они сумели сделать карьеру и выбились в число главных лидеров. Тогда как основная часть евреев прибилась к большевикам только во времена Гражданской войны и только из-за репрессий белых. РККА стала единой силой, которая, хотя бы на словах, обещала их защитить.

Тем не менее, в социалистической тусовке, с самого ее основания, имелось немало женщин-евреек. Они пришли туда из-за массового обнищания еврейских местечек и вызванного этим распада традиционной восточноевропейской еврейской общины. Тогда как славянки в то время следовали максимам, изложенным еще в Домострое. А именно, старались реализовать себя в области kinder, küche, kirche.

То есть, банально среди евреек было больше эмансипе, которые получали образование, занимались революционной, журналистской или научной деятельностью. Чисто статистически, именно с такими с большей степенью вероятности мог познакомиться средний революционер. Еврейки покидали свои семьи и уезжали в большие города, тогда как за славянками обычно присматривали из строгие славянские папы.

Большинство таких смешенных семей были созданы еще до революции. Надо думать, что еврейские девушки надеялись несколько улучшить свое социальное положение, выйдя замуж за русских. После этого они, хотя бы, получали право на свободу передвижения в Российской империи.

Но не нужно приписывать таким походно-полевым женам (а большинство боевых подруг советских вождей начинали именно так) прямо какой-то заведомой предприимчивости и меркантильности. Их мужья в то время не имели серьезных постов, а занимались, так сказать, агитацией и экспроприацией.

Это сейчас мы знаем, что они стали большими начальниками, совершив революцию. А на тот момент с куда большей степенью вероятности они имели шанс быть повешенными. Жены большевиков вместе со своими мужьями ездили в ссылку и подвергались царским репрессиям – вот, как проходила их бурная молодость.

Тем не менее, после октября многое изменилось. И при Ленине наличие еврейской жены даже помогало сделать карьеру. Высшее руководство партии опасалось роста в ней великорусского шовинизма. И еврейская супруга ненадолго стала считаться прямым доказательством интернационализма. Склеить молодую евреечку в то время было несложно. Образованных и активных еврейских девиц было немало среди секретарш, медичек, агитаторш, политработниц и даже бойцов РККА. Так что, если брак по расчету имел место быть, то, скорее, со стороны русских мужей.

После того, как развернулся Сталин, еврейская жена уже не обеспечивала скорой карьеры. Хотя, то ли по инерции, то ли по соображениям престижа, многие заметные люди обращали внимание на евреек даже в 1930-х годах. Но после войны, а особенно – после начала репрессий в отношении советских евреев, это, напротив, стало проблемой. Вячеслав Молотов, второй-третий человек в Советском Союзе в 1940-е гг., из-за своей супруги едва не попал под суд.