Вячеслав Тихонов многие годы признается одним из самых любимых публикой актеров. И не только любимых, но и одним из самых красивых мужчин-актеров в России.
Происхождение у него было простое: мать – воспитательница в детском саду, отец – механик на ткацкой фабрике в подмосковном Павловском Посаде. Несмотря на это, за актером Тихоновым признавали несомненные аристократизм и благородство, честь и чуть ли не элитарность.
Во многом тому способствовали его интеллигентные манеры. Практически уже с самых 1-х его серьезных ролей, прежде всего в «Войне и мире», у него сложился имидж таланта-красавчика, любимца публики, смотрящего на всех немного свысока.
Кадр из фильма «Война и мир»
Такой имидж иногда играл против него. Причем это касалось как официальной стороны вопроса, так и неформальных отношений.
Если говорить об официозе, вспомним такой пример.
В 1948 г., еще обучаясь во ВГИКе, Вячеслав Тихонов снялся в картине Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Там студент-актер воплотился в роль Володи Осьмухина.
Фильм просто на ура прошел по всей стране. 8 человек получили за участие в нем Сталинскую премию I степени. Причем 5 из них были, как и Тихонов, студентами актерского факультета ВГИКа.
«Молодая гвардия» открыла дорогу в мир большого кино многим начинающим актерам: Нонне Мордюковой, Инне Макаровой, Георгию Юматову… но не Вячеславу Тихонову.
В отличие от остальных, его целых 10 лет не звали играть на значимых ролях. Если режиссеры и приглашали экс-«молодогвардейца», то лишь в «декоративных» целях: чтобы его внешними данными украсить фильм. Актерский же потенциал будущей звезды долгое время не замечали.
В среде кинокритиков есть мнение: некоторые режиссеры чувствовали, какая глыба таланта скрыта за этим актером, и подспудно понимали, что их собственные фильмы для такой глыбы маловаты, просто не дотягивают до его уровня.
Как бы то ни было, сам Тихонов очень переживал, что остался не у дел. Получив в картине Сергея Герасимова творческий импульс, он долгие годы не мог его серьезно реализовать в других ролях.
За целых 10 лет единственное значимое достижение, которое можно упомянуть, – это роль Медведя в пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». Ее в 1956 г. поставил в Театре-студии киноактера Эраст Гарин.
Правда, и этот спектакль не принес нашему актеру особого успеха. В роли Медведя зрителям больше запомнился Александр Абдулов, впоследствии сыгравший в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо».
Между 1948 и 1957 г. было еще несколько ролей, но редких (за почти 10-то лет) и небольших.
Это был замкнутый круг. С одной стороны, режиссеры не звали Тихонова. С другой стороны, когда Сергей Бондарчук позвал его сыграть князя Андрея Болконского в «Войне и мире», актер неуверенно высказался, что он не понимает, «какая стать у Болконского», ведь сам Тихонов был «из работяг».
Фото автора поста в Доме-музее Тихонова в Павловском Посаде
При этом актер знал, что до него на эту роль звали Олега Стриженова, но с ним случилась какая-то некрасивая история, от его участия в картине решили отказаться – и вот пригласили Тихонова.
И он настолько замечательно сыграл, что в нем увидели прирожденного князя, но никак не «работягу».
А после «Войны и мира» пошел обратный отсчет. Сыграв аристократичного Болконского, Тихонов сыграл много замечательных ролей, но не смог перестроиться на атмосферу «лихих 90-х». Вслед за Федерико Феллини наш актер мог бы сказать: «Мой зритель yмep».
Теперь уже Тихонову предлагали участие в разных картинах, но нередко отказывался он сам.
Это, в свою очередь, закрепило за ним образ гордого человека, смотрящего на остальных немножко свысока. Его начали побаиваться не только режиссеры, но и актеры. И тут мы переходим к неофициальным отношениям.
Например, Любовь Полищук в интервью поделилась, что трепетала перед совместными с ним съемками в фильме «Любовь с привилегиями» 1989 г. Она опасалась, что талантливый актер, эта глыба, ее переиграет, и она не будет соответствовать его высокому уровню.
Такому опасению способствовал и стиль общения Тихонова: в отличие от самой Полищук, такой открытой и смешливой, он открытым на широкой публике не был.
Однако на площадке он умел не переигрывать других актеров, а гармонично сливаться с их игрой. При этом он никому не подсказывал, не навязывал своих советов, в творчество коллег не вмешивался.
Если шло обсуждение рисунка роли – он высказывался очень четко, его фразы были емкими, как говорится, «все по делу».
Словом, Тихонов был огромным талантом не только как актер, но и как собеседник… просто как Человек.
Как тут не вспомнить его самую звездную роль – Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны» 1973 г.! Пожалуй, психологически образ этого персонажа во многом был близок характеру самого актера.
И образ с ролью настолько совпали, что многие телезрители, включая самого Леонида Брежнева, поверили: показан реальный человек!
Как известно из СМИ, после просмотра телефильма Татьяны Лиозновой генceк распорядился найти советского разведчика Исаева, чтобы присвоить ему звание Героя Советского Союза.
Потом Леонид Ильич очень жалел, что, как оказалось, это не более чем вымышленный персонаж.
Вот что значит – достоверно сыграть, вжившись в роль! Все-таки Тихонов был по-настоящему талантлив, что в разные годы проявилось в его многочисленных ролях. (Перечислять их тут все просто места не хватит, для этого нужна отдельная статья!.. Да и цель у данного поста – другая.)
И можно ли представить, что Тихонов, этот «гордый аристократ», «смотрящий свысока», из-за чего его побаивались, некогда плакал в коридоре ВГИКа, провалившись на вступительном экзамене?
Не просто плакал, а подпирал лбом стенку коридора, хлюпал носом – словом, все как положено в таких ситуациях. 🙂
Он не сдал экзамен по актерскому мастерству и не знал, что делать дальше.
Но в дело вмешался Случай. Когда 17-летний паренек оплакивал свою судьбинушку, по коридору мимо проходил профессор Борис Бибиков, в то время руководивший курсом. То ли он что-то такое увидел в лице этого паренька, то ли его подтолкнул пресловутый Случай – но Бибиков принял Тихонова на свой курс уже после вступительных экзаменов.
Забавно и умилительно, правда? Некоторые актеры побаивались Тихонова – а он считал себя «работягой» и плакал, когда не поступил в вуз, да и вообще был интеллигентнейшим, умным и добрым человеком.