Законопроект об уголовной ответственности для уклонистов от мобилизации будет внесен на рассмотрение Госдумы осенью 2023 года.
Об этом в пятницу рассказал председатель комитета ГД по обороне Андрей Картаполов. Он уточнил, что статья 328 УК «Об уклонении от воинской службы» будет дополнена новой частью. В ней речь будет идти конкретно о мобилизации. Для уклоняющихся предлагается ввести штраф в 500 тысяч рублей или 5 лет тюрьмы.
Картаполов пояснил, что так будет заполнен правовой пробел, с которым за уклонение от срочной службы по призыву ответственность есть, а за уклонение от мобилизации – нет.
Закон актуален, и с его принятием нет смысла тянуть. В конце концов, службы – дело государственной важности, и нет разницы, как человек к ней приходит. А если он пренебрегает своими обязанностями, придется нести ответственность, подчеркнул парламентарий.
При этом в интервью «Газете.Ru» Картаполов заверил, что никакой мобилизации не ожидается. Готовящийся закон с этим никак не связан. Его разработали осенью 2022 года, когда еще шла частичная мобилизация. Долгое время законопроект согласовывался, рассматривался правкомиссией по законотворческой деятельности. Комиссия его в итоге одобрила. «Вот и все. Никакой новой мобилизацией и не пахнет», — заключил Картаполов.
С людьми надо по-человечески
Адвокат Сталина Гуревич в комментарии к новым намерениям депутатов отметила, что в принятии ужесточающих законов важно помнить о хрупкости гражданской любви к государству. Любовь и желание защищать порой сильно подвержены пагубному влиянию «неуважения и потребительского отношения».
Нельзя принимать законы, положения которых прямо противоречат Конституции (как это было недавно в Совфеде, где обсуждались законные представители мобилизованных), о чем открыто говорят сами же парламентарии. Нельзя воспринимать людей «кормовой базой», а потом ждать от них, что они радостно и поголовно мобилизуются.
«Не, в принципе, посадить можно вообще всех, только остаётся один вопрос: а кто цели СВО реализовать будут? Ваши дети? Что-то я сильно сомневаюсь. Может как-то иначе попробовать с людьми. Кнут — дело хорошее, но пряник все же эффективнее», — обратилась Гуревич к чиновникам и депутатам.