Сухпайки «проели» генералы, а бойцы остались без средств коммуникаций. Кто украл связь у русской армии? Вскрылось предательство, которое обошлось стране в 11 трлн рублей.
После того как новым министром обороны России стал Андрей Белоусов, в ведомстве начались масштабные антикоррупционные проверки и «полетели головы». На скамье подсудимых стали появляться даже такие крупные чины, как заместители министра обороны, но приносимые целыми пакетами награды никак не повлияли на решение суда.
Судя по всему, при Шойгу коррупция в Минобороны достигла каких-то космических масштабов и тот факт, что страна ведёт спецоперацию и на кон поставлено её выживание, вообще никак не отразился на аппетитах штабных генералов.
По приблизительной оценке, за всё то время, у государства было украдено 11 трлн рублей. Чтобы вы понимали масштаб ущерба, который был нанесён одной только армии, приведём простой пример. На эти деньги можно было купить 3700 истребителей Су-57, 22 тыс. танков «Армата», 11 млн БПЛА «Ланцет-3» или 220 млн FPV-дронов.
В ходе антикоррупционных расследований больше всего внимания привлекло дело бывшего начальника Главного управления связи ВС России генерал-лейтенанта Вадима Шамарина. Как и все остальные, он обвиняется в получении взятки в особо крупном размере. По версии следствия, он получал деньги от пермского телефонного завода в обмен на гарантированные госзаказы и покровительство.
Однако военкор Александр Коц полагает, что это может стать не единственным обвинением в деле Шамарина.
Прежде всего стоит отметить, что связь — это одно из самых проблемных направлений в русских войсках. Издание «Военное обозрение» ещё в прошлом году писало о нехватке армейских радиостанций с зашифрованными каналами связи в зоне проведения СВО.
В итоге родственники военных и добровольцы начали на свои деньги покупать гражданские радиостанции и отправлять их на передовую.
С одной стороны, это даёт бойцам возможность поддерживать связь друг с другом, с другой — представляет угрозу, поскольку прослушать такие переговоры не составляет большого труда.
У противника же никаких проблем со связью не было, поскольку коллективный Запад вот уже третий год заваливает киевский режим военной техникой и натовских военных раций у ВСУ в избытке.
Однако нехватка средств связи — это не единственная проблема армии России. Военкор Александр Коц ранее писал, что некоторые высокопоставленные представители Минобороны зарабатывали на торговле совместными частотами для гражданских операторов связи.
Так, 15 лет назад следователи нагрянули с проверкой к одному из полковников, который занимался таким «бизнесом», и нашли у него блокнот с теневой бухгалтерией. И там среди прочих фигурировала фамилия Шамарин. Был ли это тот самый Шамарин или его однофамилец — до конца неясно. Однако учитывая, что генерал отвечал за связь, возникают вполне логичные подозрения.
Во время дачи показаний задержанный полковник заявил, что этот человек отвечал за «общее покровительство коммерческой деятельности». Военкор Александр Коц предположил, что данная схема может работать и по сей день.
Военный блогер Андрей Морозов тоже обращал внимание на данную проблему. Он выпустил серию материалов «Как у армии украли связь», где рассказывал про различные коррупционные схемы.
К слову, рации и частоты — это далеко не единственное, на чём наживаются «предприимчивые люди». Прямо сейчас в суде рассматривается дело экс-замминистра обороны генерала Дмитрия Булгакова, который подозревается в афере с поставками сухпайков для военных.
Sergey Petrov/news.ru/Global Look Press
До 2022 года он курировал вопрос материально-технического обеспечения войск, и в частности отвечал за питание. По версии следствия, поставщик передавал в армию некачественные продуктовые наборы по завышенной цене, а генерал получал откаты с этих поставок. Общая сумма ущерба оценивается в 1,3 млрд рублей.
Работу генерала армии Дмитрия Булгакова красноречиво характеризует скандал, который разразился во время частичной мобилизации 2022 года. Тогда выяснилось, что армия не только не может обеспечить мобилизованных обмундированием и средствами защиты, но даже не может найти место, чтобы их разместить. В результате бронежилеты, шлемы и прочее приходилось покупать родственникам солдат на свои деньги, а жили мобилизованные в палатках на улице. Через три дня отвечавший за материально-техническое обеспечение генерал был отправлен в отставку. Тут возникает вопрос, почему между увольнением и уголовным делом прошло почти два года, но этим уже будут заниматься следователи.
MOD Russia/Globallookpress
Кроме того, выявлена поставка бракованных подшипников для военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А на 130 млн рублей. Поставщик не укладывался в сроки гособоронзаказа и решил тайком заказать на стороне дешёвые подшипники, не подоходящие под требования военных. Результат не заставил себя ждать — сразу пять самолётов Ил-76 вышли из строя. По данным из открытых источников, каждый такой военный транспортник стоит ориентировочно 27 млн долларов, или 2 млрд 321 млн рублей. Получается, что без учёта стоимости самих подшипников армии был нанесён ущерб на 11,6 млрд рублей.
И это только верхушка айсберга. Сколько было освоено, попилено и разворовано на гособоронзаказах, строительстве военных объектов и жилья для военнослужащих — страшно себе представить. Прежде казалось, что пик коррупции пришёлся на времена Анатолия Сердюкова и его «девочек», однако вполне может оказаться, что последующие коррупционеры обскакали своих предшественников.
Масштаб воровства поистине поражает. И это всё происходит в условиях продолжающейся спецоперации на Украине. Целый ряд высокопоставленных чиновников Минобороны оказался под следствием по подозрению в коррупции, а суммы взяток, которые фигурируют в их делах, варьируются от нескольких десятков миллионов до миллиарда рублей.
Коррупция всегда была большой бедой для России. Она сжирала ресурсы, которые могли пойти на развитие страны. Однако сейчас, когда на поле боя решается будущее России, когда враг атакует Курскую область и рвётся к Курской АЭС, воровство и взяточничество — это не просто преступление, а самое настоящее предательство.