27 июля 1903 года на свет появился будущий прославленный актер Николай Черкасов. Судьба его оказалась яркой, но трагической — артисту не позволили даже найти покой рядом с верной супругой.
Николай Черкасов родился в семье железнодорожников — элитная профессия по временам Российской империи. Дети регулярно посещали оперу, занимались музыкой. Когда перед Николаем встал вопрос выбора профессии, он решительно пошел статистом в знаменитую Мариинку. Танцевал в балете, получил даже главную роль в «Дон Кихоте».
Однако к своему делу Черкасов подходил крайне ответственно и решил непременно получить профессиональное образование. Он окончил студию мимистов, а затем — и институт сценических искусств (будущий Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии). Работы не боялся никакой. Трудился актер в театре юного зрителя и в мюзик-холлах Москвы и Санкт-Петербурга, работал в различных студиях и в передвижном театре «Комедия». В 1933-м году Черкасов был принят в труппу театра имени Пушкина, в котором и прослужил до самой смерти.
Останавливаться только лишь на театральных работах Черкасов не хотел. В кино он начинал с небольших комических ролей, но, конечно, мечтал и о каком-то серьезном образе, который запомнился бы и зрителям, и режиссерам. Такую роль артисту пришлось буквально «выгрызать». В свои 32 года Николай страстно хотел сыграть 75-летнего профессора Полежаева в фильме «Депутат Балтики».
«Представился, наконец, случай, которого я так долго ждал. Я, кажется, готов был требовать роль через народный суд, если бы только решение подобных вопросов входило в его полномочия», — писал потом в своих мемуарах Черкасов.
Роль Полежаева актер все же получил. Помогли режиссеры Александр Зархи и Иосиф Хейфиц, с которыми он работал ранее. За эту работу Николай Черкасов получил звание заслуженного артиста РСФСР и, разумеется, много новых предложений. Выбирать артист старался максимально разноплановые образы.
Вскоре на экраны вышли два приключенческих фильма, которые сделали Черкасова узнаваемым и среди детей в том числе. В картине «Дети капитана Гранта» он сыграл рассеянного ученого Жака Паганеля, а в «Острове сокровищ» — жестокого пирата Билли Бонса. После этого Николай блестяще перевоплотился в царевича Алексея в том самом «Петре Первом» режиссера Владимира Петрова. А потом с актером случился Сергей Эйзенштейн.
Режиссер задумал снять историко-биографическую ленту про великого князя Александра Невского. Никто не знал, как выглядела эта историческая личность, так что князя буквально «лепили» по образу и подобию Черкасова. «Александр Невский» вышел в 1938 году и произвел фурор.
Эйзенштейн, который пытался доказать властям, что он вовсе не мексиканский шпион, получил полное прощение, а Черкасов — славу и сталинскую премию. Новая волна неожиданной популярности благодаря этому фильму пришла к актеру и во второй раз. Когда началась Великая Отечественная война, на возрожденном ордене Александра Невского поместили профиль Черкасова в характерной «ерихонской шапке» с большой надлобной иконой.
Образы и новые роли Черкасов после этого отбирал придирчиво. «Общаясь с фронтовиками, я все глубже понимал ответственность актера-гражданина, актера-патриота, на долю которого выпало счастье воплотить на экране образ любимого народом героя», — пояснял он. Играл Николай и обычных крестьян-ходоков, и сторожей, и крупных исторических деятелей. Например, дважды снялся в роли Горького, а в «Сталинградской битве» 1949 года воплотил образ президента США Рузвельта.
Не отказывал актер никогда только Сергею Эйзенштейну — на все соглашался не глядя. Так на экраны вышла лента «Иван Грозный» в главной роли с Черкасовым. Фильм оказался успешен, Черкасов стал народным артистом СССР и получил еще одну Сталинскую премию I степени. Отснята была и вторая часть картины, но в 1948 году Эйзенштейн скончался, и фильм, так и не удовлетворивший Сталина, лег на полку.
Этот эпизод на карьере Черкасова не сказался. Он все также продолжал играть в театре и кино, еще три раза становился лауреатом Сталинской премии, получал и другие награды. Карьера пошла на спад с 1950-го года. В 1957-м он сыграл Дон Кихота в одноименной картине Григория Козинцева, еще через шесть лет появился на экране в драме Георгия Натансона «Все остается людям». За нее он получил уже Ленинскую премию. Критики говорили, что без Черкасова этот фильм вышел бы очень плохим.
В 1960-е годы Николай Черкасов фактически перешел в статус живой легенды. Все масштабные, знаковые роли были сыграны, профиль все еще красовался на орденах, но новых ролей было все меньше и меньше. в 1966-м году артист пришел в родной театр и из объявления в холле узнал, что его супругу сократили. Удивленный Черкасов отправился к начальству и предложил исключить из труппы и его, раз уж штат сокращают. Неожиданно его предложение приняли.
В 63 года легенда советского кино и театра оказалась на пенсии. Такой удар под дых Николай Черкасов переживал крайне тяжело. Его охотно приняла бы любая другая труппа, но бороться за право выходить на сцену актер уже не хотел. Здоровье то и дело стало подводить, артист регулярно попадал в больницу и однажды уже не вернулся домой.
Николай Черкасов скончался в пять утра 14 сентября 1966 года, на руках у любимой супруги. Его похоронили в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Жена пережила его на 14 лет, похоронить супругов рядом власти не разрешили.