На мировом рынке пшеницы сегодня сложилась уникальная ситуация, которая уже принесла России сверхдоходы и дает стране неплохие перспективы. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия, доктор экономических наук, профессор Леонид Холод.
Впервые за последние десять лет мир рискует остаться без российской пшеницы, пишет американское агентство Bloomberg. В материале отмечается: Москва в марте ввела экспортные квоты на пшеницу в 7 млн тонн, которые к 26 апреля уже исчерпались. И после отгрузки последней законтрактованной партии РФ перестает направлять зерно другим странам. Исключением стали четыре союзных государства СНГ, которым поставки продолжатся.
В то же время сразу ряд государств планируют существенно нарастить собственные запасы зерна. К примеру, Египет и Турция – крупнейшие традиционные покупатели пшеницы из РФ. Однако выставленная Москвой квота лишит их привычного рынка закупок. Впрочем, эти страны уже выкупили привычные для себя ежегодные объемы и теперь просят дополнительные.
«Сложившаяся на рынке пшеницы ситуация полностью обусловлена кризисом, который спровоцировала пандемия коронавируса, — отмечает Леонид Холод. – В разных странах идет активная переориентация спроса с дорогих продуктов на более дешевые. В условиях падения доходов люди, условно говоря, едят меньше черной икры, но больше хлеба. В РФ же подбили баланс – в этом году страна экспортировала под 30 млн тонн, вывозили в основном пшеницу третьего класса, которой у нас не так много.
Кроме того, снижение курса рубля тут же добавило экспортерам доходов с каждой тонны – эти продажи стали сверхприбыльными, и экспорт стал расти. Но баланс показывал: в определенный момент продажи надо остановить – у России есть внутренние потребности в зерне, которые нужно удовлетворять в приоритетном порядке. Тогда и была выставлена квота, ограничивающая вывоз».
Дефицит возместят другие страны
Россия в последние годы является самым крупным поставщиком пшеницы, оставив позади других мировых экспортеров. Эксперты Bloomberg утверждают: из-за ухода РФ с рынка миру может грозить дефицит продовольствия и повышение цен. В то же время некоторые эксперты допускают, что американские или европейские поставщики могут обратить ситуацию в свою пользу. Повышенный спрос на зерно фиксируется достаточно устойчивый.
Министерство сельского хозяйства России установило, что сверх квот из страны зерно вывозить нельзя до 30 июня. В противном случае внутренний рынок РФ может столкнуться с нехваткой зерна и, как следствие, ростом цен на него. Продажи возобновятся только с июля – это будет пшеница уже нового урожая. Растущий спрос на российское зерно тоже легко объясняется – за счет снижения курса рубля экспортеры могут давать скидки и все равно получать повышенные прибыли.
«Говорить о мировом дефиците пшеницы из-за временного ухода России с экспортного рынка не приходится. Неизвестно, остались ли у Украины запасы зерна, но она регулярно «дышит в спину» российскому экспорту. Есть определенный потенциал и у других стран. Свято место пустым не останется – если Египту или Турции позарез нужно дополнительное зерно, они его получат. Пусть и не из России.
Другой вопрос, сколько они за этот товар отдадут – мировые импортеры потому и предпочитают российское зерно, что оно устраивает по соотношению цены, качества и гарантированных сроков поставок. Российские экспортеры уже получили свои немалые прибыли, и теперь стране предстоит в июне подсчитать общие запасы, учесть объемы нового урожая и лишь после этого выйти с новым предложением для экспорта. Новый урожай пойдет только в середине июля», — подчеркивает эксперт.
Россия сохранит позиции на рынке
Только в первые двенадцать дней марта в России было отгружено на экспорт около 1,6 млн тонн зерна, в том числе 1,25 млн тонн пшеницы, что на 40% превышает прошлогодний объем. По оценке «Русагротранса», общий экспорт России в уходящем сельхозгоду составит 42,8 млн тонн с учетом стран ЕАЭС. При этом экспортные цены на российскую пшеницу (протеин 12,5%) в первую неделю марта снизились на $5 до $206 за тонну. Французская мукомольная пшеница подешевела на $7 до $206, украинская — на $5 до $208,5, американская — на $6 до $234.
В то же время закупочные цены российской продовольственной пшеницы в глубоководных портах выросли сразу на 1,1 тысячи рублей до 14,1-14,3 тысячи за тонну на фоне ослабления курса рубля. Многие страны приостановили продажи, ожидая более высоких цен, но внутрироссийская ситуация позволяла экспортерам РФ продолжать торговлю с существенной выгодой для себя.
«Всемирная продовольственная организация ООН еще в начале марта предупредила, что мировые потребности в базовом продовольствии, коим является пшеница, будут на фоне кризиса только расти. Другой вопрос, что у многих стран просто не хватит денег, чтобы этот свой спрос удовлетворить, однако зерно в ближайшие годы будет раскупаться быстрее, чем производится. Это уже сомнений ни у кого не вызывает. Так что Россия уже начала зарабатывать на кризисе, вызванном пандемией.
При этом разговоры, что сейчас РФ могут вытеснить с рынка конкуренты – полная ерунда. Рынок оглядывается на цену и качество зерна, а кто именно его предлагает – не важно. В июле-августе РФ выйдет на мировой рынок зерна уже с новым урожаем и уверенно займет прежние позиции просто потому, что готова предложить товар с максимальной выгодой. И все остальные игроки вновь вынужденно потеснятся просто потому, что не способны на ценовую конкуренцию», — заключает Леонид Холод.