Самый неудачный фильм Гайдая, который его сильно расстроил

Есть у Леонида Гайдая фильмы, которые вознесли его на пьедестал лучшего советского комедийного режиссера. Но это сегодня его признают классиком кино, а в годы активности Гайдая часто критиковали, и некоторые актеры долго сомневались, стоит ли у него сниматься, чтобы не испортить репутацию.

Так, к примеру, Олег Даль далеко не сразу дал согласие на участие в проекте «Не может быть!», и еще актриса Людмила Шагалова сомневалась, стоит ли браться за роль матери невесты в этом же фильме. Она опасалась, что ее будут считать актрисой легкого комедийного жанра. Добрая треть фильмов Леонида Иовича вызывала у советских киноведов и зрителей критику. Не лучшие отзывы были и о фильме 1976 года «Инкогнито из Петербурга».

Весной 1976 года Леонид Гайдай подал заявку на «Мосфильм» на экранизацию произведения Николая Гоголя «Ревизор». Заявку одобрили, после чего режиссер вместе с соавтором Владленом Бахновым принялись писать сценарий и к осени рукопись утвердили на киностудии и в Госкино.

Когда стартовали пробы, Гайдай сначала решил распределить часть ролей между проверенными актерами, с которыми он уже работал. На роль слуги Хлестакова пригласили Сергея Филиппова, а роль городничего отошла к Анатолию Папанову.

Также в фильм попали Наталья Крачковская, Леонид Куравлев, Вячеслав Невинный, Нонна Мордюкова и Михаил Кокшенов. Только вот с главным героем по фамилии Хлестаков определить режиссер никак не мог. Гайдай предложил эту роль Олегу Далю, но тот сказал, что больше сниматься у Леонида Иовича не будет. Тогда роль была предложена Андрею Миронову, но в тот момент актер снимался в телефильме Марка Захарова «12 стульев».

Тогда Гайдай обратил внимание на молодого актера Сергея Мигицко, который еще не был известен широкому зрителю. Но режиссер решил дать ему шанс на свой страх и риск.

Когда актерский состав и график съемок были утверждены, съемочная группа отправилась под Рязань, чтобы снять события, развивающиеся после прибытия ревизора. Два месяца работали в небольшом провинциальном городке Касимов. Здесь была прекрасная натура – хорошо сохранились старинные дома, обстановка очень походила на гоголевскую. Завершились съемки летом 1977 года, после чего начался монтаж и озвучивание.

В это время цензоры от Минкульта оценили картину, назвав ее эксцентричной и далекой от оригинала. Фильм чиновники потребовали переименовать и сократить – он им показался скучным.

Режиссер открыто говорили, что классику он превратил в грубый фарс, режиссура и операторская работа были на низком уровне. Гайдай попросту подставил актеров.

Исполнитель главной роли пытается не лучшим образом копировать стилистику Андрея Миронова, Папанов часто переигрывает, второстепенные персонажи не раскрыли своих героев.

Гайдаю оставалось лишь согласиться с требованиями, он опасался, что ленту вообще могут «завернуть». Поэтому вместо названия «Ревизор» появилось «Инкогнито из Петербурга». Но в Госкино все равно были недовольны, а окончательно расстроенный Леонид Иович назвал этот фильм самым неудачным.

Зрители также новое творение режиссера не оценили, его посмотрели чуть больше 4,5 миллионов человек. Это очень низкий показатель. После этого Леонид Иович больше трех лет не снимал фильмы. Таких удач, как в предыдущие годы, у него больше не было.