Считал ли себя Высоцкий евреем?
Фамилия Высоцкий может быть украинской, польской или белорусской, но в нашей ситуации принадлежит евреям. В разных случаях она может происходить не то от города Высокое в Брестской области, не то от села Высоцк из-под Ровно.
Предки Семена Высоцкого были из белорусских евреев. Он являлся кадровым офицером, безукоризненно закончил войну и на момент отставки находился в звании полковника. Его сын родился в Москве в 1938-м году. Свои юные годы он образно пересказал в «Балладе о детстве», где об отце поется два раза. В первом месте упоминается, что маленький Володя мимолетно встретился с ним на пассажирской станции и получил погоны в подарок. Второй момент говорит, то тот вернулся в чужую, а не свою семью.
Тем не менее, уже через пару лет заботливый еврейский папа забеспокоился о своем сыне, который при живой матери и отчиме рос практически беспризорником, и забрал его к себе. Мачехой стала прекрасная женщина Евгения Лихалатова, которая и занялась воспитанием ребенка. Семен Высоцкий, как настоящий военный, дома бывал редко, а все свое время проводил в части или в командировках.
Иными словами, наш герой был сыном нерелигиозного советского еврея, общался больше со своей приемной матерью и никакого представления о традициях детей Сиона не получил. Так считал ли он себя евреем?
Давайте разберем.
Матерью поэта была стопроцентная славянка из Тульской области. Таким же стопроцентным евреем был его отец. Первым известным его предком можно назвать Лейба Бульковштейна, чья фамилия происходит от белорусского села Бульково. Его сын Шлёма, судя по всему, переехал в соседний город Высокое, в результате чего получил новое родовое имя. Один из детей этого человека, Вольф Высоцкий, являлся дедом нашего героя.
Вольф был из верующей еврейской семьи, родным языком почитал идиш, по-русски в детстве говорил с акцентом. Он был осведомлен о еврейских традициях, с юности соблюдал предписания своей религии, немного понимал иврит и знал наизусть основные молитвы. Его сыновья были обрезаны в необходимое время.
Тем не менее, после революции этот человек отошел от еврейской жизни и стал одним из огромного количества светских евреев. Его дети, то бишь, отец Владимира Семеновича и его дядя, были женаты на славянках и никаких обычаев не соблюдали. А внуки о своем еврействе имели очень поверхностное представление. Никакого еврейского воспитания они не получили, жили в типичных интернациональных советских семьях. Мы можем только догадываться, что именно было им известно о своих корнях.
Давайте пойдем дальше.
Первым, кто поздравил родителей Владимира Семеновича с его появлением на свет, была та самая Гися Моисеевна – дама, которую поэт увековечил в той самой «Балладе о детстве». Другие соседи по коммуналке тоже были евреями. По мере взросления у него нашлись знакомые-евреи и друзья-евреи.
Высоцкий осознавал, что он и сам в какой-то мере принадлежит к этому народу, хотя и не имеет никакого представления о его традициях. С точки зрения советского человека с интернациональными убеждениями, он смеялся над проявлениями антисемитизма, хотя сам никогда не был его мишенью. Своей первой жене Людмиле он признавался, что в душе и в паспорте он русский и почти лишился своего еврейства. СССР он считал своей страной, русских – своим народом и никогда не пытался эмигрировать, хотя имел полную для этого возможность.
Так что, на вопрос, поставленный в заголовке, можно ответить отрицательно. Несмотря на 50 % еврейской крови, представителем этого народа Владимир Высоцкий себя не считал. В этом нет ничего удивительного. Я тоже наполовину украинец, но считаю ли себя малороссом? Нет.
Источник: dzen.ru