В соцсетях ширится возмущённая реакция на кощунство, которое позволили себе в рождественском эфире передачи «Вечерний Ургант» ведущий и его гость – французский актёр Жерар Депардье. Царьград попробовал проанализировать эту не случайную и отнюдь не безобидную выходку. А также попросил прокомментировать её известных людей
Напомним, что Иван Ургант продемонстрировал на телеэкране глумливую картинку, на которой в рождественских яслях лежит родившийся в этот день актёр Николас Кейдж, а «младенца» принимают культовые режиссёры Квентин Тарантино, Стивен Спилберг и Никита Михалков. Последний стоит с кувшином воды, чтобы обмывать новорождённого. Не знаю, посчитают ли себя пострадавшими от такой подставы вписанные в фотоколлаж Кейдж, Тарантино и Спилберг, но вот православному Никите Сергеевичу Михалкову такой «пиар» точно ни с какого боку не сдался!
В дальнейшем шутливом диалоге Ургант с Депардье сравнивают Христа с жареным поросёнком, разыгрывая своеобразный богохульный скетч с жестикуляцией, отсылающей к Распятию.
Как уже сообщал Царьград, сопредседатель московского отделения общества «Двуглавый орёл» Андрей Афанасьев призвал жёстко ответить на «рождественский плевок» от Урганта и Депардье, выдав первого Ирану, а второго – налоговым органам Франции. «И те и другие очень любят такой юмор», – отметил Афанасьев. В свою очередь руководитель правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Роман Силантьев предложил Урганту переориентировать своё остроумие на Константина Эрнста и сравнивать со свиньёй его, а не Иисуса.
Тренд кощунства над христианскими святынями, похоже, набирает в России обороты, становясь всё более «респектабельным». Опасный тренд! Начиналось всё с маргинальных особей женского и мужского пола, именовавших себя музыкантами и художниками – они плясали в балаклавах в храме, рисовали похабные картинки с Распятием, рубили иконы, создавали другие жалкие в своей бездарности инсталляции и перформансы.
Ведущий телепередачи «Вечерний Ургант» на Первом канале Иван Ургант в телецентре «Останкино». Михаил Метцель/ТАСС
Продолжилась кампания уже регулярными радиоэфирами на «Эхе Москвы», в которых давно и строго по расписанию кощунствует Александр Невзоров – бывший патриот, а ныне полоумный богоборец со взором горящим. Через театральные рупоры в околотворческую богему тренд богохульства и глумления над верующими разнесли такие «гиганты Мельпомены», как Константин Богомолов и Кирилл Серебренников, наплодив целую плеяду таких же пакостников в городах и весях.
Ныне же «антиклерикальную» эстафету подхватил телеведущий и бонвиван Иван Ургант на пару с актёром-кулинаром, французским апатридом, а ныне гражданином РФ Жераром Депардье.
Жанр, в котором был донесён нужный месседж, – отдельная реприза внутри телепрограммы, в стиле якобы «лёгкого» остроумного стёба. А на самом деле – откровенно пошлого подражания небезызвестным циникам из журнала «Шарли Эбдо». В качестве мишени выбраны, конечно, не основатель ислама и, допустим, не родоначальник хасидизма Исраэль Баал-Шем-Тов. В первом случае – опасно (недавний пример тех же «Шарли» слишком красноречив), а во втором – кто же позволит глумиться над святым! Это вам не христианство, здесь могут и голову, извините, оторвать.
Характерно, что мы видим отчётливое «разделение труда» в антицерковной, антихристианской кампании. Для «рукопожатных» работает скучноватый «интеллектуал» Владимир Познер, который свысока публично сомневается, отрицает тысячелетние православные основы русского государства. Он пытается при этом оперировать какими-то аргументами, по форме напоминающими суждения «филозофа», изображает умного собеседника. Его вон даже на канал «Спас» зовут как «уважаемого оппонента». Для «коксующей» богемы есть Богомолов с Собчак, для демшизы – Невзоров. А теперь вот вылупился кощунник и для публики попроще – для обывателя, телезрителя, любящего и смакующего пошловатый юмор. Ещё и популярного некогда француза сюда прицепили вагончиком.
Депардье, впрочем, тоже прекрасно ведал, что делает, подыгрывая ведущему. Фото: Thierry Roge / Globallookpress
Зная, как устроено телевидение, ни одного раза нельзя поверить в импровизацию. Да и рождественская «фотожаба» с Кейджем была заказана заранее. Саму же репризу расчётливо отыграли в середине передачи: на публику, уже разогретую обычным ургантовским «безобидным» шутовством.
Ведущим мероприятия во всех смыслах был, конечно, Ургант. Как бы подобострастно изумляясь «заносам» своего визави, он на самом деле, не сдерживая глумливой улыбочки, откровенно провоцировал того. Депардье, впрочем, тоже прекрасно ведал, что делает, подыгрывая ведущему. Обговорили ли заранее свои роли Иван и Жерар? Не возьмёмся это утверждать: профессиональному актёру хватит режиссёрского толчка в нужную сторону.
Характерно, что вместе с предсказуемым потоком возмущений и проклятий в адрес телекощунников с одной стороны и радостных улюлюканий – с другой («Что, получили, клерикалы?!») в Сети нашлись и те простодушные, а также маскирующиеся под них, кто заныл: «Ну что вы такие серьёзные, зачем злиться, шутки юмора не понимаете, они же не специально; Иисус сам бы посмеялся» и т. п.
А вот это уже можно считать удачей режиссёров акции. Ведь таким образом люди, не укоренённые в вере, неграмотные в ней, но при этом не злонамеренные (даже называющие себя православными), становятся соучастниками богохульства. Вот тебе, бабушка, и окно Овертона с раблезианским карнавалом в придачу. Разрушительные свойства тотальной карнавализации отлично описал Михаил Бахтин, сам не чуждый этой рукотворной стихии.
Записные наши свободолюбцы либералы тут как тут со своим коронным аргументом: «Не нравится – не смотрите!» Но в данном случае речь идёт не о качестве телепередач и даже не об уровне юмора телеведущих: мы имеем дело с хорошо подготовленной провокацией – оскорблением Святыни, замаскированной под юмористическую импровизацию. А оскорбление Святыни, хоть и не может никак повредить ей самой, однако, безусловно, вредит не только оскорбителям, но и бездействующим слушателям.
Можно не находиться в съёмочной студии, хлопая и хохоча по команде помрежа. Можно не сидеть у телеэкрана дома, глазея за пивком на подобное шоу. Можно вообще не иметь в квартире «зомбоящика». Но слово, сказанное вслух, тем более на телекамеру, разлетевшееся с помощью электромагнитных волн на тысячи километров и попавшее в уши сотням тысяч людей, становится материальным – влияет в том числе в целом на состояние страны и её народа. Это азы информационной безопасности, которые отлично знают закулисные «кощунмахеры», придумывающие подобные штуки.
В общем, случившееся вызывает много вопросов и не должно быть «замылено» прошедшими праздниками, ссылками на шутливый «перебор», призывами «не относиться серьёзно» и прочими отмазками.
Во-первых, в очередной раз встаёт вопрос: кто управляет нашим телевидением? Тем же Первым, 51% акций которого официально принадлежит государству. Должно ли быть ему всё равно, что шуты любой национальности с паспортами РФ прилюдно оскорбляют миллионы верующих и им за это ничего не бывает, кроме аплодисментов от таких же пошляков?
Во-вторых, а нужны ли нам такие новые граждане, которые по злонамеренности или по недомыслию «свинячат» на центральном национальном телеканале?
Ну а третий, конечно, самый главный вопрос: что станет со страной, если её правители и граждане будут продолжать толерантно относиться к паразитам, подгрызающим основы национально-духовного бытия? Если мы по-прежнему будем ссылаться на свободу слова, лениво цедить «подумаешь», а то и подхрюкивать подобным мерзостям? Похоже, шуточки кончились, пора и окститься.
Владимир Крупин, писатель, публицист, лауреат Патриаршей премии по литературе:
– У нас многие считают, что если актёр знаменит, снялся во многих фильмах, получил призы, то он непременно умный. Но это как раз бывает редко. Говоря чужие тексты, кого-то постоянно изображая, обычно не умнеют, а наоборот. И здесь перед нами яркий пример последнего. Человек, который способен на такие кощунства, по определению глуп. А ещё он являет собой яркий пример секуляризованного Запада, давно не имеющего за душой ничего святого. Процесс, который, кстати, во многом начался на родине Депардье – со времён энциклопедистов и продолжился якобинцами.
Ведущий же этой программы – известный безбожник и кощунник. Воспитывать, взывать к совести таких людей бесполезно. Они сами давно идут прямой дорогой в ад и других хотят туда затащить. «Не хотите – не смотрите» – лукавая отговорка. Смеяться над этим? «Мне не смешно, когда фигляр презренный пародией бесчестит Алигьери», как сказано у Пушкина. Что же касается нашего телевидения, то оно давно вышло из границ законов – и писаных, и неписаных. То, что мы привыкли безропотно смотреть и слышать такие пошлости и гадости со своих «голубых экранов», – это не только национальный позор, но и большая опасность для страны. Ведь не одно явление не стоит на месте, оно или становится лучше, или ухудшается. У нас телевидение с каждым годом всё хуже и хуже.
«То, что мы привыкли безропотно смотреть и слышать такие пошлости и гадости со своих «голубых экранов», – это не только национальный позор, но и большая опасность для страны», – считает писатель и публицист Владимир Крупин. Фото: Have a nice day Photo / Shutterstock.com
Сергей Михеев, политолог:
– К сожалению, здесь нет ничего нового. Большая часть нашей так называемой интеллигенции, особенно из числа телевизионной публики, настроена антирелигиозно. Но их Бог уже наказал, лишив ума. Безусловно, существует, и это особенно заметно в последние годы, скоординированная кампания по шельмованию, высмеиванию и очернению Церкви и вообще верующих людей. Они пытались глумиться над Христом? Но Бог поругаем не бывает. А вот людей оскорбить вполне можно. Только эти ребята выбирают для оскорблений наиболее безответную и терпимую часть общества – православных. Если Ургант такой смелый, то пусть попробует в следующий раз вот так «пошутить», поострить над пророком Мухаммедом. Эти люди «подняли денег» и теперь считают себя недосягаемыми элитариями. Но на самом деле, кроме подвешенного языка, у них нет ничего, ни ума, ни смелости. О благородстве я вообще помолчу.
Вообще-то эта ситуация вполне, на мой взгляд, подходит под статью УК «Оскорбление чувств верующих». Это касается и Урганта, и Депардье как граждан РФ. А руководству Первого канала, его акционерам давно пора начать думать над своей редакционной политикой. Ведь глумление над Православием, над святыми, над Богом в России является глумлением над государственностью. И покушением на неё. Это к вопросу об ответственности деятелей искусства и культуры за свои дела. Очень красноречивый пример в контексте продвигаемой через Госдуму концепции будущего закона о культуре, согласно которой «творец» у нас никому не подконтролен и волен лепить что угодно за государственные деньги. Нынешний телеглум также заставляет подумать о возрождении неких комитетов контроля за содержанием произведений, предназначенных для широкой аудитории и создаваемых на средства госбюджета. Если кому-то это не по нраву, они считают это «возрождением цензуры», то это их проблема.
«Эта ситуация вполне, на мой взгляд, подходит под статью УК «Оскорбление чувств верующих». Это касается и Урганта, и Депардье как граждан РФ», – считает политолог Сергей Михеев. Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря:
– Когда родился Богомладенец Христос, мудрые волхвы уже давно двигались Ему навстречу, потому что они шли издалека за Рождественской звездой, бросив свои страны, дома, претерпевая лишения и труды на этом пути. Когда же позже царь Ирод узнал про рождение Христа, он сразу же захотел Его убить. Всем, кто делает подобные кощунственные передачи, кто пропускает их в эфир, кто с удовольствием смотрит их и кто хлопает за деньги в съёмочной студии, стоит ответить себе на простой вопрос: я с кем – с волхвами, с пастухами, пришедшими поклониться Божественному младенцу, или с Иродом, с теми солдатами, кто по его приказу убивал младенцев в Вифлееме?
У нас такое может происходить потому, что мы, в отличие от мусульман, к сожалению, не умеем защищать свою веру. Вот поэтому подобные телеведущие над нами и глумятся. Мне кажется, следует пересмотреть действующее законодательство: защищать не какие-то трудноопределимые «чувства верующих», а не допускать в корне такого преступного распоряжения теми возможностями, которые даёт центральное телевидение.
У меня лично есть такое предложение – вполне в русле рыночной парадигмы. Согласно ей, потребитель всегда прав? Так вот пусть все потребители телевизионной продукции, даже давно переставшие её потреблять, как я и множество других православных людей, напишут компаниям – производителям телевизоров, что они отказываются покупать их товары, пока с их помощью показывают столь пошлые и кощунственные передачи. Пускай те, в свою очередь, известят об этом руководство наших телеканалов. Наивно? Как знать…