Точно не армянин: кто по национальности актер Ефим Копелян?
В настоящее время Ефима Захаровича помнят, в основном, по многосерийному фильму «Семнадцать мгновений весны», где он не появился на экране, зато его голос звучал за кадром. А зря – ведь это один из самых серьезных советских артистов, получавший роли в очень разноплановых постановках.
Причем, в отличие от других звезд экрана, которые выбились в люди благодаря своей яркой внешности, по-настоящему карьера этого человека началась уже после войны, когда он находился в зрелом возрасте. Поэтому играть ему приходилось людей внушительных, мужественных, но неоднозначных.
Среди его экранных воплощений были печально известный поп Гапон, атаман Забайкальских казаков, крупный дореволюционный предприниматель Савва Морозов, Свидригайлов из «Преступления и наказания», вершитель революции Лев Троцкий, глава ОГПУ после «железного Феликса» Вячеслав Менжинский, и наконец, неистовый пан-атаман Гнат Бурнаш из «Неуловимых мстителей». Такой сильный разброс ролей говорит о незаурядном таланте, тем более, что предводитель анархистов из «Неуловимых» является отрицательным героем, но все равно привлекает внимание.
Жизненный путь Копеляна начался в небольшом городе Речица на юго-востоке Беларуси, который ведет свою историю со времен Киевской Руси и появился за пару десятилетий до монгольского нашествия. Актер родился за два года до начала Первой мировой войны в семье преуспевающего лесопромышленника. Его мама являлась домохозяйкой и воспитывала своих пятерых сыновей.
В семье весьма ценили искусство, а потому Ефим, как и его старший брат, с юности мечтал быть художником. Сначала он трудился при местном театре, а затем в возрасте семнадцати лет отправился в Ленинград, чтобы учиться живописи. Кто-то из его приятелей пригласил парня участвовать статистом в БДТ, и в итоге юноша решил связать свою жизнь с театром.
Когда началась война, он был уже взрослым мужчиной и хотел, как и все, отправиться на фронт, но его не пустили в войска, а зачислили в театр военного ополчения. Там Копелян и провел всю Великую отечественную. Нельзя сказать, что это было сильно опасным, но порой во время выступления актеров накрывал артобстрел.
После войны он продолжил свою карьеру. Поскольку до середины пятидесятых в Советском Союзе снимали очень мало, его основные кинематографические работы пришлись на 1960-е годы.
Давайте теперь поговорим о его происхождении. Из-за характерного окончания на -ян, многие думали, что Ефим Захарович армянин. Собственно, так иногда шутили даже те люди, которые хорошо его знали. Но на деле эта фамилия имеет совсем иное происхождение. В ее основе лежит искаженное слово капеллан – так в Европе называли военных священников, следивших за нравственным уровнем опекаемых ими подразделений. Другой формой этой фамилии является Каплан. Помните Фанни Каплан, барышню, которая стреляла в Ленина?
Она была еврейкой, впрочем, как и сам Ефим Захарович.
Копелян, Капельян и Каплан – это все переводы на польский традиционной еврейской фамилии Коэн, которую носили выходцы из семей иудейских священников. Она была очень престижной, и людей, которые ее носили, уважали. В Российской империи она была более всего распространена в таких белорусских городах, как Рогачев, Бобруйск и Речица, откуда и был родом наш сегодняшний герой.
Кстати, его настоящее отчество – Залманович (т.е., Соломонович), а не Захарович. Русскую форму он предпочитал использовать, чтобы избежать негативных ситуаций.
Источник: dzen.ru