В Аргентине проговорились. Тяжёлые последствия бывают после всех вакцин, включая русские

Многие из нас наверняка сталкивались с тем, что после вакцинации люди не просто лежат один вечер с небольшой температурой, а переносят по-настоящему тяжёлые осложнения. Тем не менее в официальной статистике такие факты отсутствуют. Небольшое расследование доктора экономических наук, руководителя Русского экономического общества Валентина Катасонова показывает, почему в России не принято говорить о побочных эффектах от вакцинации.

Новое слово в науке

Я уже писал о некоторых странностях кампании вакцинации населения России от COVID-19. Конечно, странными являются вакцинации и в других странах – хотя бы потому, что используемые для прививок препараты не прошли полного цикла клинических испытаний. Строго говоря, это не вакцины, а экспериментальные препараты. Массовое применение экспериментальных препаратов на миллионах людей означает, что последние выступают в качестве подопытных кроликов. А это, мягко выражаясь, нарушает права человека, ибо прививки являются далеко не добровольными.

Это уже не здравоохранение, а что-то из области ветеринарии.

Но во многих странах, которые хотят, чтобы их называли «цивилизованными», по крайней мере, ведётся учёт побочных действий применяемых препаратов (это называется «администрированием вакцинации»). А вот в России такого учёта нет. Минздрав, Роспотребнадзор и производители отечественных препаратов для вакцинирования («Спутник V», «ЭпиВакКорона», «КовиВак» и «Спутник Лайт») попросту заявляют, что никаких «негативов» у них нет и быть не может. Максимум – повышение температуры, лёгкая головная боль и слабость, которые проходят через сутки – максимум двое.

Надо сказать, что заявления об отсутствии «побочек» у вакцин – новое слово в медицинской науке. Ибо в учебниках для медвузов всегда писали, что абсолютно безопасных препаратов для вакцинирования не бывает. Учитывая, что полноценных клинических испытаний отечественные препараты не проходили, следовало бы особенно скрупулёзно и внимательно заниматься «администрированием» процесса прививок.

Я не медик, но сочетание отсутствия и полноценных клинических испытаний, и последующего отслеживания «негативов» при массовом использовании препаратов воспринимаю как дикость. Недоверие к препаратам повышается ещё и ввиду того, что результаты даже ускоренных и урезанных клинических исследований нам не сообщают. Я консультировался с моими знакомыми медиками, имеющими опыт работы ещё в советское время, и они соглашаются, что это нарушение не только канонов медицинской науки, но и законов России.

Русский чемпион

Сегодня к массовому использованию допущено около двух десятков вакцин от коронавируса. По данным ВОЗ на 6 августа 2021 года, ещё 110 вакцин-кандидатов были допущены к клиническим испытаниям, 184 препарата находились на стадии доклинических испытаний.

Среди четырёх русских препаратов, называемых вакцинами от COVID-19, наиболее известен продукт под названием «Спутник V». Он прославился тем, что он стал первым в мире препаратом, допущенным для массовой вакцинации. Это произошло в августе 2020 года. Спустя некоторое время «Спутник V» получил зелёный свет в Белоруссии, потом в Аргентине – началось победоносное шествие по миру. На начало сентября 2021 года «Спутник V» был зарегистрирован в 70 странах мира с населением почти в 4 миллиарда человек (т. е. более половины всех живущих на Земле). По количеству стран регистрации «Спутник V» даже несколько опережает всемирно известные бренды Pfizer/BioNTech и AstraZeneca.

Примечательно, что Россия не только поставляет за рубеж препарат «Спутник V», но также заключила соглашения по организации выпуска этого препарата с более чем 20 производителями в 14 странах (Индия, Китай, Южная Корея, Аргентина, Мексика и др.). Кое-где производство продукта «Спутник V» уже запущено – оно базируется на поставках исходного сырья из России.

Я не берусь исчерпывающе объяснить, почему столь большое количество стран (70) зарегистрировали наш «Спутник». Полагаю, что у него есть свои преимущества по сравнению с Pfizer/BioNTech, AstraZeneca, Moderna, Sinopharm, Janssen и продукцией других известных брендов. Может быть, по эффективности и более низким рискам «побочек», может быть – по цене. Может быть, по причине того, что «Спутник» стартовал раньше своих конкурентов на несколько месяцев.

Мексиканский успех

Некоторые страны решили проявить осторожность. Они стали закупать пробные партии препаратов, включая «Спутник», для их сравнительной оценки. Плюс ввели постпрививочное администрирование препаратов, причём стали выкладывать результаты этого администрирования в открытый доступ. Частично информация о результатах и последствиях использования «Спутника» за рубежом размещается на информационных ресурсах Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), но очень частично, поскольку РФПИ, естественно, стремится подать товар лицом, отсекая даже намёки на возможные негативы.

Вот, например, в начале августа РФПИ по многим информационным каналам сообщил новость, касающуюся результатов массовой вакцинации, проводимой в Мексике. Согласно анализу, проведённому правительством этой страны, «негативов» у русского «Спутника» меньше, чем у его основных конкурентов. Количество серьёзных нежелательных явлений на 100 тысяч доз следующее: «Спутник V» – 0,79; Sinovac – 1,07; CanSino – 1,14; AstraZeneca – 1,22; Pfizer – 1,34. Что же, можно порадоваться, что «Спутник» выглядит лучше, чем всемирно известные бренды. Но даже эти комплиментарные цифры не бьются с заявлениями чиновников России от здравоохранения, что у «Спутника» вообще нет серьёзных «негативов».

Аргентинские комплименты

А вот Аргентина. Далёкая южноамериканская страна интересна не только тем, что она стала вторым после Белоруссии иностранным государством, признавшем русский «Спутник» (это произошло 23 декабря 2020 года). Она также является одним из наиболее крупных зарубежных покупателей этого продукта. По официальным данным, на конец июня в Аргентину поставлено около 7,8 млн доз первого компонента «Спутника V» и около 1,5 млн доз второго компонента. Кроме того, с апреля производством «Спутника» начала заниматься аргентинская фармацевтическая компания Laboratorios Richmond SACIF.

Власти Аргентины на фоне многих других государств выглядят очень ответственными в плане администрирования вакцинации. «Спутник» там находится под пристальным контролем. РФПИ с большим удовольствием ретранслирует некоторые позитивные новости, касающиеся «Спутника» в Аргентине. Так, в прошлом месяце Фонд сообщил о результатах очередного исследования русского препарата против коронавируса «Спутник V» в Аргентине:

Наблюдения дают основания полагать, что защита организма против новых штаммов коронавируса, содержащих мутации, позволяющие избегать защитного иммунитета, увеличивается в течение шести месяцев после вакцинации в результате продолжающегося процесса созревания нейтрализующих антител и увеличения их нейтрализующей эффективности.

Аргентинское исследование созревания антител после вакцинирования русским «Спутником». Даже без перевода на графиках хорошо видно, что антитела активны и через полгода, причём «защита усиливается в течение шести месяцев после вакцинации в результате созревания антител, что приводит к повышению устойчивости перед вирусными мутациями». Скриншот сайта medrxiv.org

В сообщении также приводятся позитивные подробности аргентинского исследования, и эту, безусловно, приятную новость РФПИ завершает следующим образом: «В настоящее время многие страны находятся в поиске вакцины, которая может защитить здоровье на длительный срок. В этой связи исследование, проведённое специалистами в Аргентине, имеет крайне важное значение для демонстрации формирования более длительного иммунитета к коронавирусу российской вакциной «Спутник V».

Холодный душ

Но вот в начале сентября в Аргентине обнародуется новый официальный документ – очередной отчёт Минздрава об эффективности и безопасности применяемых в стране вакцин. Но на этот раз РФПИ почему-то не спешит ретранслировать содержание этого документа. А в нём подводятся некоторые итоги вакцинации населения страны с начала года до 31 июля и содержатся сравнительные характеристики наиболее широкого спектра применяемых для прививок препаратов, включая «Спутник». Приведу наиболее важные фрагменты и цифры из документа.

Скриншот сайта bancos.salud.gob.ar

Всего населению страны ввели 11,37 млн доз «Спутника», 11,1 млн доз британо-шведской AstraZeneca и 9,7 млн доз китайской Sinopharm. За семь месяцев массовой вакцинации зарегистрировано 50 463 сообщения о побочных эффектах (156,8 случая на 100 тысяч).

Львиная доля сообщений о побочных эффектах поступила по «Спутнику V» – 41 545 (82,3%), по AstraZeneca – 2999, по Sinopharm – 2384. Ещё 3535 случаев не связали ни с одной из вакцин.

А вот относительный уровень побочных эффектов по трём вакцинам (число сообщений о «негативах» по отношению к общему числу введённых доз): «Спутник V» – 0,36%, AstraZeneca – 0,026%, Sinopharm – 0,024%.

Из всех сообщений о «негативах» 1004 случая (2% всех сообщений) отнесены к тяжёлым последствиям – таким, которые потребовали госпитализации. А вот относительный уровень тяжёлых последствий по основным видам препаратов, применявшихся в Аргентине (число случаев в расчёте на 100 тысяч доз):

Сильно сомневаюсь, что РФПИ будет размещать приведённые выше цифры на своих информационных ресурсах. По состоянию на 6 сентября число введённых гражданам России уколов против COVID-19 достигло 83 млн доз.

Кто-то тут неправ

Удивительно, но ни Минздрав, ни какое другое ведомство не дают статистической раскладки по видам вакцин, вколотых гражданам страны: чиновники лишь косвенно отмечают, что основная доля всех прививок приходится на «Спутник V».

Даже если мы будем исходить из консервативного предположения, что лишь две трети всех прививок приходятся на «Спутник V», то получим цифру в 55,3 млн доз. Применив взятое из аргентинского отчёта значение относительного уровня тяжёлых последствий по вакцине «Спутник V», получим 365 тяжёлых случаев. Спрашивается: в каких документах Минздрава России, Роспотребнадзора или оперативного штаба по борьбе с коронавирусом мы можем найти информацию о тяжёлых последствиях вакцинирования «Спутником V»? Таких документов и таких признаний нет. Так кто же тогда врёт – Минздрав Аргентины или Минздрав России?

Поскольку ни Минздрав России, ни Роспотребнадзор, ни Институт им. Н.Ф. Гамалеи (разработчик «Спутника») нам ничего не сообщают о побочных эффектах «Спутника V», то я восполню этот пробел, приведя некоторые данные последнего аргентинского отчёта о безопасности вакцин.

Подчёркиваю, что я не занимаюсь никакой агитацией – ни за, ни против отечественной вакцины «Спутник V». Я лишь предлагаю информацию для размышления, которая может оказаться полезной и русским медикам, и гражданам, терзаемым вопросом, как им относиться к вакцинации.