В современном Узбекистане найти девушку, одетую в национальную одежду, все сложнее. В крупных городах молодёжь больше отдает предпочтение европейскому стилю. Хотя в одной компании можно встретить по-разному одетых девушек:
Тем не менее, некоторые элементы одежды все же остались в гардеробе местных женщин. Например, шаровары.
Женщина в халате и шароварах, Навои
Издавна для мусульманских женщин обнажать ноги было большим неприличием и грехом. Длинные платья — не выход. Подол задирался при ходьбе или от сильного ветра.
Поэтому женщины надевали иштон. Это разновидность нательного белья в виде широких шаровар из хлопка. Вверху штаны очень широкие, книзу сужаются и доходят до щиколоток. Некоторые не снимали шаровары даже на ночь.
Штаны шились из двух видов ткани: верхняя – хлопок, под платьем всё равно не видна плюс, в ней не жарко и удобно, нижняя – дорогая и роскошная (атлас).
А вот второй элемент нательного белья — рубашку, надевают в наши дни разве что пожилые узбечки.
Заметила, что в холодное время года многие женщины заменяют шаровары на теплые лосины. Зато шлепки — неизменный атрибут в любое время года. Бывают даже с мехом. Шуба и шлепки: для нас — дикость, для узбечек — норма.
Традиционно, конечно, носили не шлепки, а полусапожки. Надевали их обязательно на носки: и летом, и зимой.
Еще один традиционный элемент одежды — халат, нынче заменили на шубы и безрукавки, в том числе, меховые:
Но в провинции еще можно встретить и женщин в халатах.
Кстати, штаны под платье надевали не только по религиозным соображениям. Во-первых, у узбеков принято есть за дастарханом, сидя на полу. В шароварах можно не переживать за то, что какие-то части тела откроются взору других людей.
Во-вторых, Узбекистан — это горы и пустыня. Если вернуться к традиционному образу жизни узбеков, становится понятно, что шаровары и сапожки — это необходимость, продиктованная условиями проживания.
Еще немного о традициях. Женщина обязательно должна покрывать голову платком, а то и двумя, чтобы волос не было видно.
В последние приезды в Узбекистан, заметила, что больше молодежи стало ходить в хиджабах и платках, даже в столице.