Женщины стали массово оголяться, чтобы их перестали воспринимать как сексуальный объект. Как это зашло слишком далеко?

В последние годы термин «бэдди» (от английского baddie — «плохиш», «злодейка») проник в массовую культуру и определил образ жизни сотен тысяч девушек по всему миру. И это неудивительно: в основе движения — популярные концепции феминизма и женской силы, которые сопровождаются провокационным стилем в одежде, полным принятием себя и взаимной поддержкой в медиа. Однако у позитивного на первый взгляд флешмоба есть и обратная сторона. Чтобы соответствовать образу, его последовательницы подчеркивают достоинства своей фигуры, отдавая предпочтение откровенным нарядам и публикуя полуобнаженные фото. В результате они столкнулись с тем, против чего боролись: их стали воспринимать как сексуальный объект. Почему женщины хотят раздеваться в соцсетях и как это им вредит — разбиралась «Лента.ру».

Почему обнажение стало важным для феминисток?

В начале 2010-х годов социальные сети стали пространством, где женщины могли создавать личные бренды, показывая подписчикам свой образ жизни и вкус. Появились серьезные инфлюэнсеры, такие как Кайли Дженнер и Эмили Ратаковски, которые использовали платформы не только для рекламы своих продуктов (зачастую брендов одежды и косметики), но и в качестве площадки для призыва к самовыражению, обращенного к миллионам девушек разных национальностей и телосложения.

«Ты не стыдишься себя и своего тела, раскрываешь свою сексуальность и борешься с патриархальными стереотипами о скромных девушках. Яркий пример того, как нагота становится высказыванием, — это деятельность модели и феминистки Эмили Ратаковски. В начале своей карьеры она снялась в откровенном клипе и назвала это феминистским высказыванием и символом того, что никто не может указывать ей, когда и как показывать свое тело», — рассказывает YouTube-блогерша Маша Силантьева в своем ролике о культуре бэдди.

И действительно, со временем движение открыло двери для представительниц всех рас, возрастов и слоев общества, каждая из которых стремилась примерить на себя эстетику бэдди. Значимыми активистками тренда стали американские рэперши Карди Би, Ники Минаж, Lizzo и Megan Thee Stallion, которые выступали за инклюзивность, призывая женщин гордиться своим уникальным опытом и красотой. Эти исполнительницы на личном примере доказали, что можно добиться успеха вопреки нестандартной внешности.

Как выглядит последовательница бэдди?

Типичная бэдди излучает полную уверенность в себе, смелость и самоуважение. В этом ей помогает роскошный внешний вид — как правило, соблазнительный, но соответствующий всем канонам бодипозитива. Облегающие открытые платья, топы с декольте, туфли на высоких каблуках воспринимаются девушками как атрибуты женственности и силы и в то же время подчеркивают особенности их тела, будь то округлые формы или оттенок кожи. Особую роль в образе играет броский макияж. С помощью косметики бэдди делают акцент на высоких скулах, пухлых губах и выразительных глазах в сочетании с идеальной кожей и укладкой.

Instagram-аккаунты (запрещенная в России соцсеть; принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) бэдди наполнены кадрами не только с мероприятий, но и с пляжного отпуска. На этих снимках девушки с удовольствием позируют в купальниках, демонстрируя свою сексуальность. То же самое происходит и в TikTok — приверженцы концепции быстро набирают подписчиков, танцуя на камеру в полуобнаженном виде. Эстетика процветает в соцсетях благодаря хештегам #Baddie и #BaddieStyle.

Почему бэдди — это не то, чем кажется?

Сторонники культуры утверждают, что бэдди воплощает форму современного феминизма, борется со стигматизацией и способствует раскрепощению. Однако эта точка зрения не лишена споров. Критики считают, что движение — поверхностно, и оно не возвышает женщин, а лишь усиливает идеалы потребительства в обществе. Ведь в действительности сегодня девушки сексуализируют себя сильнее, чем когда-либо в истории.

Представительницы бэдди сталкиваются с постоянной объективацией. Нередко женщины, идентифицирующие себя как бэдди, подвергаются оценкам, которые сводятся исключительно к их внешности и игнорируют их достижения и личностные качества. Оголение тела стало частью культурной практики, которая, с одной стороны, рассматривается как акт самовыражения, а с другой — может быть воспринята как уход от глубинного подхода к феминизму.

«Во времена, когда женщин сжигали на кострах, духовность и божественность происхождения человека были обесценены. Сейчас человечество находится на похожем этапе, только поклоняется оно другому богу. Мы поклоняется богу маркетинга, продаж и влияния. Все желают стать богатыми и знаменитыми, они приносят на алтарь свои обнаженные тела и взамен получают благосостояние и аудиторию», — объясняет в заключение психолог.