В украино-польских отношениях уже давно гремит гром и сверкают молнии. Но пройдет ли ливень, пронесется ли ураган, или торнадо обойдут стороной две столицы — зависит от дальнейших действий Киева и Варшавы. Прежде всего, в сфере политики национальной памяти, пишет автор «Зеркала недели».
Несмотря на публичные заявления политиков о стратегических отношениях Украины и Польши, в реальности дела обстоят не так однозначно. Выпячивание темы прошлых конфликтов — это то, что уничтожает современные украино-польские отношения и ослабляет Украину в ее противостоянии агрессии России. На правительственном уровне усиливается взаимное недоверие и раздражение, а кризис в двусторонних отношениях, вызванный отличиями в политике национальной памяти двух стран, лишь усугубляется.
То, что длящийся уже несколько лет кризис снова обостряется, стало ясно на прошедшей неделе. Поводом к росту напряженности стало интервью посла Украины в Польше Андрея Дещицы польской радиостанции RMF FM, в котором он говорил о перспективах возобновления поляками поисковых и эксгумационных работ на Украине.
Украинский посол, излагая официальную позицию, заявил, что наша страна позволит польской стороне провести эксгумационные работы только после восстановления уничтоженных украинских памятников на территории Польши — в Пикуличах под Перемышлем и Монастыре возле Верхраты. При этом Дещица признал, что запрет на проведение эксгумационных работ — эмоциональное решение Киева, принятое после того, как польская власть не отреагировала на уничтожение украинских памятников.
С точки зрения украинца, в словах посла нет ничего скандального: это всего лишь попытка разблокировать вопрос восстановления украинских памятников в Польше. Но поляки иначе восприняли условия, озвученные украинским дипломатом. И хотя польская сторона и ранее высказывала свое недовольство политикой Украины в сфере национальной памяти, в этот раз оценки, звучащие из Варшавы, носили куда более жесткий и персонифицированный характер.
Перевод inosmi.ru с Зеркало недели (Украина)